Главная » Воспитание детей

Задачи экологического воспитания детей

Экологическое воспитание детей

Экологическое воспитание детей – целенаправленное формирование экологического сознания ребенка. Сейчас происходит замена старой антропоцентрической экологической парадигмы на новую – биоэкоцентрическую, которая является определяющей в формировании целей, задач и методик экологического воспитания.

Экологическое воспитание – важная и очень серьезная задача, придет время, дети вырастут, и новые поколения примут ответственность за происходящее на нашей планете. Им нужно будет не только не допускать ошибок в природопользовании, но и постараться исправить все просчеты предыдущих поколений, приведшие к катастрофическим необратимым изменениям окружающей среды.

Основные задачи родителей и педагогов в процессе экологического воспитания детей:

  • Сформировать определенную систему экологических ценностей, определяющих бережное отношение к природе;
  • Выработать готовность к конкретным действиям по охране и улучшению окружающей среды;
  • Ознакомить с проблемой глобального экологического кризиса и объяснить возможные последствия экологических катастроф;
  • Научить основам рационального природопользования.

В законе «Об охране окружающей среды» говорится, что экологическое образование является основой и важнейшим принципом государственной экологической политики. Все дошкольные, средние и высшие учебные заведения (независимо от профиля) обязаны обеспечить преподавание основ экологической грамотности.

Экологическое воспитание детей раннего возраста

Необходимо начинать экологическое воспитание детей с раннего возраста, когда у ребенка только формируется представление об окружающем мире. Малыши открыты новым знаниям, и впитывают информацию об окружающем их мире постоянно. Это самое лучшее время, когда детям следует объяснять, что люди являются частью природы, в которой все гармонично и взаимосвязано. Экологические знания, приобретаемые малышами в этом возрасте, станут в будущем прочной базой для дальнейшего формирования их экологического сознания.

Именно в детстве следует планомерно проводить нравственно-экологическое воспитание. формируя в ребенке отношение к природе с позиций гуманизма и тесной взаимосвязи человека с окружающей средой.

Малыши постоянно соприкасаются с природой, задача родителей и воспитателей объяснить и показать на собственном примере, как правильно поступать в том или ином случае, чтобы не причинить вред окружающей среде. Следует рассказывать, что все растения живые и не надо ломать ветки и топтать траву, бездумно срывать цветы. Дети должны осознать, что все животные и растения испытывают боль, так же, как и люди. Ребенку обязательно следует объяснить, чем может обернуться для живого мира бездумное разбрасывание мусора. Рассказать о животных, которые гибнут, случайно проглотив пластиковые пакеты или контейнеры, о мусорных айсбергах, дрейфующих в водах морей и океанов. Экологическое воспитание детей нужно начинать с малых шагов, элементарно с раннего детства, научив ребенка выбрасывать мусор в специальные урны. Очень хорошо, когда в семье есть домашние животные, малыша следует приучать к бережному отношению и уходу за ними.

Проводить такое воспитание нужно в игровой форме, именно так ребенку проще усвоить, что растениям необходима вода и солнышко, а животным еда и уход. Отправляясь с малышом на прогулку, возьмите с собой крошки хлеба для птичек. Можно познакомить ребенка с деревьями в парке и рассказать, какую пользу они приносят, обогащая атмосферу кислородом.

Современные дети наследуют планету, стоящую на грани глобальной экологической катастрофы, и от того, насколько будет нравственным экологическое воспитание, которое они получат с раннего детства, во многом будет зависеть судьба цивилизации .

Человек является разумной частью живой природы, и поэтому именно ему необходимо заботиться о ней: сохранять и приумножать ее богатства (воду, почву, полезные ископаемые), а также заботиться о флоре и фауне. Но сейчас, в основном, человеческая деятельность направлена на потребление и разрушение того, что у нас есть. Современная молодежь не сажает деревья, а только их ломает, мусор бросает там, где им хочется, а природный запас воды, плодородной земли и других ресурсов используют очень расточительно.

Все чаще сейчас звучат призывы беречь природу, тратить экономно те богатства, что она нам дает, а также заботится о восстановлении этих запасов. Но, если человеку эти навыки не закладываются с детства, то у взрослого их тяжело сформировать, поэтому проблемой экологического воспитания личности необходимо заниматься еще в детском саду.

Актуальность введения экологического воспитания именно в таком возрасте (с 3 до 6 лет) заключается в том, что в этот период жизни, дети очень любознательные, добрые и отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, то, зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников

За время пребывания в детском саду, дети должны:

  • получить определенные знания о живой и неживой природе, а также о самых простых природных явлениях (дождь, снег, роса);
  • развивать эстетические чувства и умение любоваться природой;
  • научиться гуманно относиться к природе;
  • уметь применять знания на практике (вырастить цветок и уметь ухаживать за ним).

Самой главной задачей экологического воспитания в детском саду является развитие у малышей чувства гуманности, но это невозможно достичь, без достижения и других целей, поставленных перед воспитателями.

Как проходит воспитание экологической культуры в детском саду?

В программе для детских садов прописано, да и самими воспитателями придумываются, различные методы и формы работ для экологического воспитания детей. Наиболее часто используются следующие:

  • экскурсии;
  • дидактические игры;
  • садово–огородные работы;
  • живой (или экологический) уголок;
  • конкурсы рисунков;
  • работа с родителями;
  • беседы, экологические сказки, проведение опытов и создание проблемных ситуаций.

Обязательные ежедневные прогулки очень хорошо совмещаются с экскурсиями и проведением работ на участке, выделенном под огород или цветник. Во время них дети узнают о последствиях взаимоотношений между человеком и природой, учатся практически применять полученные на занятиях знания.

В детском саду процесс образования тесно переплетается с экологическим воспитанием, для этого на занятиях используются дидактические игры по знаниям о природе и ее сохранении. Например: «Лабиринт», «Как найти дорогу к дому?», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Да - нет», «Где были, что видели?», «Путешествие по …» и многие другие.

Огромную роль имеет одновременное экологическое воспитание в семье. Если родители своим примером будут показывать то, как надо относиться к природе, что можно делать, а чего нельзя, то их дети обязательно будут бережно относиться окружающему их миру.

Основной проблемой экологического воспитания в детском саду – это ограниченные возможности учебного заведения: нет живых уголков, теплиц и даже обычных цветочных клумб, а также нет автотранспорта для совершения экскурсий. Ведь именно практическая часть экологического воспитания играет большую роль в формировании правильного отношения к природе.

Обновление содержания языкового образования в условиях ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты общего среднего образования второго поколения концептуальные подходы

Компоненты научного аппарата психолого педагогического исследования

задачи с улыбкой

Возможности использования технологии проведения медиа-урока в системе коррекционно - развивающего обучения

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях

Личностные и интеллектуальные особенности как фактор, влияющий на качество образования

Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя

Перспективы использованияинтерактивных технологий в учебном процессе

Задачи по теме треугольники

Функции и основные задачи современных Вооружённых Сил России, их роль и место в системе обеспечения безопасности страны

89 106 151 172 239 242 271 434 441 444 508 761

Презентация на тему: Задачи экологического образования дошкольников

Задачи экологического образования 1. Формирование у детей начал экологической культуры:Становление основ осознанно-нравственного поведения в природе;Экологического сознания и экологической направленности личности;Понимание универсальности и самоценности природы,Вовлечение ребенка во взаимодействие с природным миром.

2. Формирование у дошкольников системы экологических знаний о предметах и явлениях природы (представлений и элементарных понятий)

Источники: http://pigulka.ru/stati-o-detjah/6758-jekologicheskoe-vospitanie-detej.php, http://my-sunshine.ru/ekologicheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu, http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/zadachi-ehkologicheskogo-obrazovanija-doshkolnikov.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения