Главная » Воспитание детей

Задачи эстетического воспитания детей

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Ребенок приобщается к прекрасному с первым своим взглядом на мир, предстает во впечатлениях от предметов, которые он открывает для себя, в колыбельной песни, каждом блике материнских глаз. Со временем он начинает выделять среди них те, которые ему больше нравятся и не нравятся совсем, а вскоре начинает осознавать, что есть предметы и явления красивые, которые привлекают к себе странной энергией, и такие, что не волнуют его.

Все это происходит в дошкольном возрасте и является свидетельством того, что психика, ум ребенка с ранней поры может воспринимать педагогические воздействия по воспитанию способности отличать прекрасное от безобразного и соответственно относиться к ним.

Главной задачей дошкольной педагогики является стимулирование, направление, корректировка эстетического развития ребенка, пробуждение у него стремления к прекрасному, к его созданию.

Эстетическое воспитание является масштабным, сложным делом, которое предусматривает привлечение ребенка в контекст прекрасного как универсума, в систему общецивилизационных эстетических художественных ценностей, поскольку прекрасное является целостным, единым в своей всеобщности, воплощает в себе эстетический, художественный гений, который является одинаково ценным для каждого народа.

Имея общечеловеческую ценность, прекрасное воплощает в себе особенности видения его представителями конкретного этноса и народа. Направление ребенка на познание и осознание этих особенностей является чрезвычайно важной задачей эстетического воспитания. Именно в сложном измерении целостности, единстве прекрасного, в многообразии его национальных измерений личность находит место для реализации своего художественного потенциала. И к этому тоже необходимо постепенно готовить детей, начиная с дошкольной поры. Вся эта проблематика конкретизируется в задачах эстетического воспитания.

Эстетическое восприятие действительности опирается на чувственный аспект вещей -их цвет, звук, форму, что обусловливает необходимость развития сенсорной культуры детей. Эстетическое восприятие возникает лишь при эмоциональном отношении к тому, что ребенок воспринимает.

Компонентами эстетического отношения ребенка к искусству являются:

  • Способность к эмоциональному переживанию.
  • Способность к активному усвоению художественного опыта, самостоятельного обучения, поисковым действиям.
  • Специальные художественные и творческие способности.

Воспитывая у детей умение воспринимать красоту и эмоционально откликаться на нее, педагог постепенно подводит их к пониманию, оценке, формированию эстетических представлений и суждений. Формирование элементарного эстетического сознания у дошкольников происходит в процессе ознакомления с эталонами правильного определения прекрасного и безобразного в жизни и искусстве.

Детям помогают овладеть и осознать сенсорные эталоны, необходимые для формирования эмоциональных оценок (радости, печали, горя, удивления), знания о видах и жанрах искусства, особенности их выразительных средств, о деятелях искусства (художников, музыкантов), а также выяснить сущность эстетических оценок (хорошее, нехорошее, уродливое, смешное).

Многоаспектные задачи эстетического воспитания могут быть решены на основе развития таких важных личностных качеств, как инициативность, креативность, способность своеобразно воспринимать мир.

Читайте еще:

  • Ароматерапия для детей

Дети являются достаточно впечатлительными и чувствительными натурами, которые без всякого предубеждения воспринимают действие ароматерапии, поэтому у них всегда идет положительная реакция на эфирные м.

  • Лишний вес у ребенка. Что делать?

    Статистика говорит, что лишний вес у ребенка - проблема международного масштаба. 155 миллионов детей планеты страдают избыточным весом. Чаще всего эта ситуация остается актуальной и во взрослой жизни.

  • Краткие возрастные и индивидуальные особенности детей

    Воспитание детей дошкольного возраста основывается на общих особенностях. Главными направлениями воспитания являются: физическое развитие ребенка охрана и укрепление его здоровья развитие де.

    Задачи и содержание эстетического воспитания

    Под эстетическим воспитанием понимается – организация жизни и деят-ти детей, способствующая развитию эстетич-их чувств р-ка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

    Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

    Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

    Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

    Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

    На практике эстетическое восп-ие осуществляется посредством обуч-ия детей танцевальным движениям, прослушивания муз-ых произведений, стихов, обучения лепке, рисованию, аппликации, изготовлению поделок.

    34.Условия и средства эстетического воспитания дошкольников .

    Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия и средства:

    1.Эстетика быта - включает в себя множество деталей. Этоэстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации.Эстетика быта - это и внешний вид человека.

    2.Природа. Именно в ней можно увидеть гармонию-основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании.

    3. Условием и средством эстетического воспитания являетсяискусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.

    4. Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

    Все названные выше средства эстетического воспитания - быт, природа, искусство, деятельность- эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

    35.Методы эстетического воспитания дошкольников .

    Каждой группе задач эстетического воспитания соответ­ствуют свои методы.

    Как уже говорилось выше, первая группа задач направ­лена на приобщение детей к искусству, на развитие у до­школьников эстетического вкуса, понимание прекрасного.

    Ведущими методами для решения этих задач являются по­каз, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

    Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве в предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточе­но на том, что им показывают, предлагают послушать.

    При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое от­ношение, владел способами выражения чувств.

    Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Под­робно эти методы рассматриваются в методиках изобрази­тельной деятельности и музыкального воспитания.

    Здесь общий принцип отбора методов - на­ходить такие методы и приемы, которые бы поддержива­ли у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, укра­шать), участвовать в художественной деятельности разных видов.

    Задачи и содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста

    Реферат на тему:

    Задачи и содержание эстетического воспитания детей дошкольного возраста

    Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

    Ребенок приобщается к прекрасному с первым своим взглядом на мир, предстает во впечатлениях от предметов, которые она открывает для себя, в колыбельной песни, каждому блика материнских глаз. Со временем она начинает выделять среди них те, что ему больше нравятся и не нравятся совсем, а вскоре начинает осознавать, что есть предметы, явления красивые, которые привлекают к себе странной энергией, и такие, что не волнуют ее. Все это происходит в дошкольном возрасте и является свидетельством того, что психика, ум ребенка с ранней поры могут воспринимать педагогические воздействия по воспитанию способности отличать прекрасное от безобразного и соответственно относиться к ним. Поэтому одной из главных задач дошкольной педагогики является стимулирование, направления, корректировки эстетического развития ребенка, пробуждения у нее стремление к прекрасному, к его созданию.

    Эстетическое воспитание является масштабной, сложной делом, которая предусматривает привлечение ребенка в контекст прекрасного как универсума, в систему общецивилизационных эстетических художественных ценностей, поскольку прекрасное является целостным, единым в своей всеобщности, воплощает в себе эстетический, художественный гений, который одинаково ценным для каждого народа.

    Имея общечеловеческую ценность, прекрасное воплощает в себе особенности видения его представителями конкретного этноса и народа. Направления ребенка на познание и осознание этих особенностей является чрезвычайно важной задачей эстетического воспитания. Именно в сложном измерении целостности, единства прекрасного, в многообразии его национальных измерений личность находит место для реализации своего художественного потенциала. И к этому тоже необходимо постепенно готовить детей, начиная с дошкольного поры.

    Вся эта проблематика конкретизируется в задачах эстетического воспитания дошкольников.

    1. Формирование эстетического отношения к действительности, эстетических представлений и суждений. Эстетическое восприятие действительности опирается на чувственный аспект вещей - их цвет, звук, форму, что обусловливает необходимость развития сенсорной культуры детей. Эстетическое восприятие возникает лишь при эмоционального отношения к тому, что ребенок воспринимает. При правильном педагогического руководства все виды искусства, природа, быт способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

    Компонентами эстетического отношения ребенка к искусству являются:

    - Способность к эмоциональному переживанию;

    - Способность к активному усвоению художественного опыта, самостоятельного обучения, поисковых действий;

    - Специальные художественные и творческие способности. Воспитывая у детей умения воспринимать красоту и эмоционально откликаться на нее, педагог постепенно подводит их к пониманию, оценке, формирование эстетических представлений и суждений. Формирование элементарной эстетического сознания у дошкольников происходит в процессе ознакомления с эталонами правильного определения прекрасного и безобразного в жизни и искусстве. Детям помогают овладеть и осознать сенсорные эталоны, необходимые для формирования эмоциональных оценок (радости, печали, горя, удивления), знания о видах и жанрах искусства, особенности их выразительных средств, о деятелях искусства (художников, музыкантов), а также выяснить сущность эстетических оценок (хорошее, нехорошее, уродливое, смешное).

    2. Освоение детьми эстетической деятельности. Эта задача предполагает развитие эстетического и художественного восприятия, формирования начальных умений и навыков исполнительской художественной деятельности, воплощение элементов прекрасного в быт, отношения с людьми, отношения к себе. Уже в младшем дошкольном возрасте эстетическое восприятие детей выступает как эмоциональный интерес к эстетических свойств определенных объектов. С целью развития эмоционального восприятия, добавления к нему познавательного компонента, эстетического суждения педагог активизирует познавательную сферу, прежде сенсорику ребенка, упражняет ее в подборе различных критериев оценки эстетичности конкретного объекта.

    3. Развитие общих и специальных художественно-творческих способностей детей. От того, насколько правильно будут

  • Источники: http://ledy-life.ru/zadachi-esteticheskogo-vospitaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta, http://studopedia.ru/11_139363_zadachi-i-soderzhanie-esteticheskogo-vospitaniya.html, http://referat-rus.ru/book-Zadachi_i_soderganie_esteticheskogo_vospitaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta_referat

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения