Главная » Воспитание детей

Задачи воспитания здорового ребенка

Глава 11. Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Значение, задачи и условия физического воспитания

Важность физического воспитания подрастающего поколения подчеркивается в Программе КПСС, где сказано: Партия считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил .
В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Целенаправленное, физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие малышей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях, совершенствуется ориентировка в пространстве и времени; складываются положительные черты характера. Дети приобретают умения действовать в коллективе сверстников; у них формируются такие качества, как выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи и т. п.
Основные задачи физического воспитания детей дошкольного возраста состоят в охране и укреплении их здоровья, полноценном физическом развитии, закаливании организма, формировании двигательных и культурно-гигиенических навыков и умений.
Малыш, появившись на свет, нуждается в постоянном уходе, в материнском молоке, длительное время не может самостоятельно передвигаться. Жизнь ребенка полностью зависит от взрослых, которые заботятся об охране и укреплении его здоровья, полноценном физическом развитии.
Разумно организованный режим, выполнение необходимых правил гигиены, достаточная двигательная активность — все это благоприятно влияет на самочувствие ребенка, создает преобладание у него эмоционально-положительного состояния, радостного настроения. У здорового ребенка крепкий сон и хороший аппетит. Выполнение режима в сочетании с правильной методикой воспитания детей предупреждает их переутомление.
Важной задачей физического воспитания является закаливание детского организма. Укрепление здоровья детей путем закаливания повышает их сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям. Систематическое закаливание вырабатывает в организме способность приспосабливаться к различным условиям и переменам внешней среды: к изменениям температуры, к ветреной и дождливой погоде и т. д.
Существенная задача физического воспитания — формирование у детей двигательных навыков, умений и физических качеств. Движение оказывает существенное влияние на растущий организм. Разнообразная активная двигательная деятельность благотворно сказывается на развитии костно-мышечной системы, совершенствовании функций организма детей, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
У детей дошкольного возраста довольно рано начинают формироваться основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание). Однако наиболее полноценно их развитие происходит при правильно организованном воспитательном процессе. Кроме основных жизненно необходимых движений, с детьми дошкольного возраста проводятся упражнения, направленные на укрепление определенных групп мышц (рук, ног, туловища). Их развитию способствуют также спортивные виды физических упражнений: ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, езда на велосипеде и др.
В дошкольных учреждениях сложилась определенная система применения физических упражнений с целью разностороннего активного воздействия на организм ребенка. Она состоит в целенаправленном, организованном использовании занятий по физической культуре, подвижных игр, утренней гимнастики, а также в широком применении физкультурных упражнений и игр в самостоятельной двигательной деятельности детей.
Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную нравственную задачу — воспитание культуры поведения.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Одна из важнейших задач детского сада,— писала Н. К. Крупская,— привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего детства надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, вытирать ноги, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и т. д. .
Культурно-гигиенические навыки ребенок усваивает под руководством взрослых. Вместе с другими детьми он учится мыть руки, опрятно есть, следить за порядком в одежде, бережно относиться к предметам. У него формируются самостоятельность и организованность, аккуратность и бережливость, воспитывается вежливое и уважительное отношение к взрослым и сверстникам. Все задачи физического воспитания решаются в единстве в процессе воспитательно-образовательной работы детского сада и обеспечивают полноценное физическое развитие детей.
В социалистическом обществе физическое воспитание основывается на растущей заботе государства о матери и ребенке, постоянном улучшении жилищных условий, росте материального благосостояния трудящихся.
Для правильного физического развития детей необходимо создание гигиенической обстановки (гигиена помещения, участка, оборудования, одежды, обуви), обязательное выполнение научно обоснованного режима детской жизни, включая рациональное питание, развитие движений и мероприятия по закаливанию организма. При этом требуется постоянный контроль со стороны медицинского персонала, проведение необходимой профилактической и лечебной работы, целенаправленное воспитание. Важное условие полноценного физического развития детей — тесный контакт дошкольного учреждения и семьи.

Дошкольная педагогика . Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина
Просвещение , Москва, 1978 г.

Copyright © 2010-2016 Евгений Шмулевский| Права на материалы принадлежат авторам | Перепечатка материала только с полным указанием ссылки на сайт

ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Формирование здорового ребенка, полноценное развитие их орга­низма - одна из основных проблем в современном обществе. В дошколь­ном возрасте интенсивно происходит физическое развитие ребенка, ко­торое самым непосредственным образом связано со здоровьем.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых зало­жены в детстве. Полноценное физическое и психическое развитие ребен­ка и его здоровье - это основа формирования личности. Обратимся к сло­варю С. И. Ожегова: «Здоровье - это правильная, нормальная жизнедея­тельность организма». В Уставе Всемирной организации здравоохране­ния (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Здоровье - это физиче­ская, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благо­приятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ре­бенка, составляет содержание физического воспитания, что при опреде­ленных условиях обеспечивает малышу полноценное физическое и пси­хическое развитие, укрепляет его состояние здоровья.

Физическое воспитание представляет собой воспитательно-образова­тельный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическо­му процессу признаками: ведущей ролью воспитателя, направленностью деятельности воспитателя на реализацию задач физического воспитания, построение системы занятий в соответствии с дидактическими принци­пами. Физическое воспитание - это процесс, направленный на совершен­ствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией разви­тия физических качеств человека, совокупность которых определяет его физическую дееспособность. Физическое воспитание направлено на ук­репление здоровья ребенка, его физическое развитие, а также оптимиза­цию двигательной активности детей. Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма, под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле термин используется для обозначения ан­тропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки). В широком смысле данное понятие включает в себя физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие и др.).

Целью физического воспитания является сохранение и укрепление здоровья, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств, формирование у детей здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздорови­тельные, образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи занимают особое место. Они включают в себя охрану и укрепление здоровье детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активно­сти и общей работоспособности детей. Вторую группу задач составляют образовательные задачи, которые предусматривают формирование у де­тей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, полу­чение дошкольниками элементарных знаний о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.

В настоящее время система физического воспитания, а также работа с детьми по формированию здорового образа жизни в дошкольных учреж­дениях представляют собой единство средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое разви­тие детей. Система формирования здорового образа жизни в дошкольных учреждениях строится с учетом возрастных и психологических особен­ностей детей. Средствами реализации группы оздоровительных задач являются: гигиенические и социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения. Средствами реализации группы воспитатель­ных задач являются; деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произве­дения музыкального и изобразительного искусства). Средствами реали­зации группы образовательных задач являются: пример взрослого чело­века, собственная деятельность детей, художественные средства.

Содержание физического воспитания дошкольников включает: уп­ражнения общеразвивающего воздействия; упражнения в основных дви­жениях; подвижные игры и игровые упражнения; спортивные игры; рит­мические (танцевальные) движения; упражнения в построении и пере­строении, в перемещении со скольжением, с техническими средствами; упражнения для освоения движений в водной среде. К основным средст­вам физического воспитания дошкольников относятся: рациональное питание, режим дня, физические упражнения; природные факторы; ги­гиена одежды и помещения, физические упражнения, закаливание. К средствам физического воспитания также относятся гимнастика, прогул­ки и экскурсии, праздники физической культуры, дни здоровья.

Развитию физических возможностей человека способствует физиче­ский труд (особенно на свежем воздухе), который можно использовать как вспомогательное средство физического воспитания. Полноценное физическое развитие и отношение к здоровью возможно лишь при усло­вии комплексного использования всех средств физического воспитания.

Таким образом, система физического воспитания направлена на фор­мирование здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении и представляет собой единство методов, форм и средств работы педагога с детьми.

Воспитание здорового ребенка

Елена Худышкина
Воспитание здорового ребенка

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, понятия о здоровом образе жизни. Поэтому воспитание здорового ребенка – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольного образования, особенно в современных условиях, когда идет внедрение Федеральных государственных требований (ФГТ, реализация основной образовательной программы дошкольного образования.

На протяжении многих лет одним из основных направлений работы нашего ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей. При этом понятие «здоровье» определяется как физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», особое внимание уделяется воспитанию у дошкольников культуры здорового образа жизни через создание здоровьесберегающей среды, реализации здоровьесберегающих технологий, освоению современных подходов к организации оздоровительной деятельности. Эта работа базируется на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, индивидуализации профилактических мероприятий.

Результаты мониторинга позволяют сделать вывод, что в ДОУ за последние 3 года прослеживается положительная динамика в состоянии групп здоровья детей: уменьшается количество детей со второй группой здоровья, увеличивается первая группа здоровья детей, также уменьшается заболеваемость детей.

Для решения задач по воспитанию здорового ребенка в ДОУ создана эффективная система взаимодействия медицинских и педагогических специалистов. Инструкторы по физическому воспитанию, музыкальный руководитель совместно с воспитателями и старшей медицинской сестрой решают вопросы физического развития и формирования понятий о здоровом образе жизни у детей. Педагог-психолог занимается коррекцией психического здоровья наших воспитанников, учитель–логопед коррекцией речевого развития.

Совместными усилиями педагогического и медицинского персонала ДОУ разработана система воспитательно-образовательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день с учетом температурного режима.

Режимные моменты - Оздоровительные мероприятия

1. Утренняя зарядка

2. Пальчиковая гимнастика

3. Мытье рук и лица холодной водой

5. Беседы, игры (ЗОЖ)

1. Беседы, игры (ЗОЖ, валеология)

2. Динамическая пауза

3. Гимнастика для глаз

Источники: http://www.i-gnom.ru/books/doshkolnaya_pedagogika/dshped60.html, http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26333-vospitanie-zdorovogo-rebenka.html, http://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-zdorovogo-rebenka.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения