Главная » Воспитание детей

Значение экологического воспитания детей

Значение экологического воспитания дошкольников

светлана евсеева
Значение экологического воспитания дошкольников

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности. Важным аспектом экологического воспитания является формирования понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию нужных условий.Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зёрна и вода, берёзе и цветам на участке – вода, а птицам зимой – кормушки и крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях - это и есть формирование первоначальных экологических представлений. Правильное отношение к живому является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание, формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие, развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Чувства сострадания, сопереживания, определяют действенное отношение к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

Представления о растениях и животных, их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей; понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, осознания того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой взаимосвязей (биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Совместно с родителями и детьми мы создали экологическую книгу (на данное мной стихотворение о живой природе, отношение животным, правила поведения в природе, они рисовали рисунок) Обложку книги предлагаю вашему вниманию!

Экологическое воспитание дошкольников

Экология – это то что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.

Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Экологическое воспитание дошкольников. прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Какое значение для дошкольников имеет экологическое воспитание?

  • вырабатывает ответственность за сохранение природы;
  • воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;
  • дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;
  • предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;
  • направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.
Как привить ребенку экологическую культуру?

Воспитание экологической культуры дошкольников начинается в семье ребенка. Дети копируют поведение своих родителей. Поэтому очень важно чтобы родители объясняли малышу основы экологической культуры и подкрепляли свои слова действиями. Нельзя научить ребенка тому, чего сами родители не соблюдают.

Рассказывайте ребенку о удивительном разнообразии форм жизни на суше и воде. На этом пути вам помогут иллюстрированные энциклопедии и кинофильмы про животных и растения.

Почаще читайте своему ребенку замечательные, добрые рассказы о природе В. Бианки, Л. Толстого, Б. Заходера, Н. Сладкова, М. Пришвина, К. Ушинского. Дети готовы часами зачарованно слушать рассказы взрослых. После чтения побеседуйте с малышом о проблемах героев.

Малыши дошкольного возраста очень отзывчивы. Если вы дадите им возможность почувствовать чужую боль, как свою, – то научите проявлять заботу к тем, кто в ней нуждается. Также, никогда не проходите мимо попавших в беду растений и животных.

Всячески привлекайте и поощряйте участие ребенка в уходе за животными или растениями. Начинать можно с самого простого – полива любимого цветочка или установки кормушек для птичек зимой.

Рассказывайте в доступной форме о проблемах окружающей среды и том, что нужно делать, чтобы их не было.

Летом экологическое воспитание может стать для дошкольников увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг помогут ближе познакомится с типичными представителями местной флоры и фауны. Это расширит знания ребенка об окружающих его животных и растениях. Помогите малышу научится видеть красоту окружающей природы.

Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит играм. Устройте маленький театр с игровыми персонажами – куклами. Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе. Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.

Вариантов и форм воспитания экологической культуры у дошкольников множество. Все зависит от вашего желания и вашей фантазии. Но научить ребенка с ранних лет жить в ладу с окружающей средой – это не простая, но очень важная задача.

Экологическое воспитание ребенка – это воспитание гармоничной личности. Формирование экологической культуры ребенка – очень важная составляющая ее гармоничного развития. Для украинской семьи она традиционно формируется от самого рождения младенца. Ведь украинские народные колыбельные, сказки, пословицами, детские песенки направленные на воспитание любви к животным, бережного отношения к окружающей среде, а приметы и поверь’я учат понимать и беречь природу, жить в гармонии с ней.

Важность экологической составляющей воспитания отражена в государственных законах. В Конституции Украины прописано: “Каждый зобов’обязан не причинять вред природе”. В Государственной национальной программе “Образование. Украина 21 века” речь идет о том, что необходимо ”формировать экологическую культуру человека в гармонии ее отношений с природой”.Понятно, что прежде чем ребенок начнет какую-то деятельность, она должна приобрести знания о сущности, цели и задачи этой деятельности, способы и средства достижения этой цели и условия, необходимые для достижения успеха в своей деятельности. Так и экологическое воспитание предусматривает формирование необходимых знаний, взглядов и суждений, которые лежат в основе экологически целесообразного поведения человека на протяжении жизни.

Родителям необходимо помнить’помнить, что эффективность экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста зависит от тесного взаимодействия интеллектуальной и эмоциональной сфер.Развивать эмоциональную сферу помогут мультипликационные и художественные фильмы, музыка, чтение сказок. Выбирая ребенку сказку или мультфильм для просмотра, нужно обращать внимание не только на ее содержание и соответствие возрасту ребенка, но и на привлекательность изображения героев. Они должны быть понятными для ребенка, похожими на реальных медвежонка, волчонка или зайчика, которых она видела в зоопарке, на рисунках в книгах или других мультфильмах; вызвать у ребенка симпатию, чувство сопереживания, радости и удовольствия от просмотра. Обов’обязательно нужно находить время, чтобы посмотреть сказку вместе с малышом, а потом обсудить ее, осудить плохие поступки отрицательных героев и обратить внимание на качестве положительных героев, которые помогли Добру победить Зло.

Для семейного просмотра можно выбрать видеофильмы “Природа и музыка”, “Приключения капли воды” и другие.Родители должны помогать ребенку изучать природу, обращать внимание малыша на смену различных процессов и явлений, происходящих вокруг.Идя на прогулки, рассказывать об изменениях, происходящих в природе, учить их наблюдать за о’объектами и явлениями, видеть взаимосвязи’связь между ними. Подчеркивать необходимость такого поведения, которая бы не нарушала равновесия в природной среде.

В этом возрасте целесообразно развивать понятие о:живой организм, его внешнее строение и поведение, разнообразие сред обитания (водное, наземное, воздушное, наземно-грунтовое);взаимодействие человека с природным окружением – это даст возможность ребенку осознать свое место в природе, понять значение природных факторов для здоровья и влияние деятельности человека на состояние природы;правила поведения в природе, использование природных ресурсов, природоохранные мероприятия.Подпитывая растения, родители могут объяснять детям, что растениям тоже необходимы питательные вещества, потому что они живые. Рост растений зависит от количества тепла и сезонных изменений в природе. В разные времена года во время прогулки обращать внимание не только на внешние изменения растений, но и использование их человеком.

Объяснять детям, что за неправильное поведение людей много растений совсем исчезли, а некоторых осталось крайне мало. Эти растения занесены в Красную книгу. Так дети получают знания о том, что нельзя рвать много цветов, потому что не будет семян, поэтому в следующем году ничего не вырастет. Дети осознают, что есть растения, которые лечат и такие, которых трогать не слід.Разом с детьми можно проанализировать, где легче дышать человеку – на кухне или на балконе, которое воздух нужен для дыхания.Дети среднего школьного возраста должны понимать, что природа существует не вне нас. Природа – это мы сами, мы незримо, но неразрывно связанных’связанные с ней. От этих связей зависит наше здоровье, жизнь и настроение. Дети должны осознать, что природа – не мастерская, где собрано все для использования человеком, а живое целое, с которым мы органично эт’связаны. Именно такое отношение к окружающей среде приводит ощущение радости от общения с природой.Дети в этом нуждаются очень тесного общения с родителями. То же целесообразно как можно чаще всей семьей бывать на лоне природы. Именно за такого общения дети учатся видеть красоту природы, любить свое окружающую среду, беречь его. Это формирует в характере ребенка милосердие, доброжелательность, способность сочувствовать.Прогуливаясь по парку или лесу, познакомьте ребенка с народными прказками и пословицами о природе, такими как:

  • Природа одном - иметь, втором - мачеха.
  • Заступы природу дверью, то она тебе окном войдет.
  • От природы бери только то, что она дает, и за то скажи спасибо.
  • С природой живи в дружбе, то будет и она тебе в службе.
  • К природе не неси вреда.
  • Ухаживай землю плодотворное, как мать родную.
  • К земле с лаской – будешь с пасхой.
  • Разрушил гнездо птичье – не будет у тебя ни детей, ни семьи.
  • Испортил воду – не будет чести твоему роду.

Выясните, понимает ли их Ваш ребенок, вместе подумайте над тем, почему такие пословицы возникли в народе и дошли до наших дней.Важную роль для детей этого возраста играет их участие в различных акциях и конкурсах экологического направления, особенно тех, которые носят практический характер, как то: «Чистый источник», «День Земли», «Птица года» и другие.

Конечно, все эти мероприятия проводятся в учебных заведениях. Но родителям не следует стоять в стороне. Изготовление кормушек для птиц вместе с ребенком, высаживание цветов или деревьев возле дома, уборка придомовой или парковой территории вместе с ребенком будет способствовать не только налаживанию хорошего психологического климата в семье, но и формировать самооценку ребенка, вызовет у нее чувство гордости за свою семью, положительно влиять на осознание своей роли и роли семьи в обществе.Научившись любоваться, любить и беречь окружающую среду, ваш ребенок будет милосердным, добрым, сострадательным ко всем и ко всему.

То же уміймо быть хорошим примером для детей, видеть красоту природы и раскрывать ее детям. Помните, что природа – не только источник здоровья и радости. Она - самый большой друг, помощник в воспитании наших детей, неоценимое богатство.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-znachenie-yekologicheskogo-vospitanija-doshkolnikov.html, http://womanadvice.ru/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov, http://childflora.org.ua/?p=152

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения