Главная » Воспитание дошкольника

Нравственное воспитание дошкольников через

«Дошкольный возраст, Дети дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников
через проектную деятельность»

Переверзева Наталья Анатольевна, воспитатель МБДОУ
д/с №21 «Сказка» г. Старый Оскол, Белгородская область

Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей, неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Вопросы воспитания, духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. С 2012 года в школьную программу начальных классов введен учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России», одним из его модулей является модуль «Основы православной культуры». Все это говорит об актуальности и необходимости начинать работу по духовно-нравственному воспитанию с дошкольного учреждения.

Педагоги нашего дошкольного учреждения попытались создать оптимальные условия для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала детей через гармоничное построение целостного педагогического процесса основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и православных традициях. Ориентируясь на социальный заказ общества, мы осуществляем работу по духовно-нравственному воспитанию в следующих направлениях:

  1. Формирование представления об истории края, жизни и культуре родного народа, воспитывая при этом патриотические чувства.
  2. Воспитание этических традиций, норм, правил поведения, формирование культуры общения с взрослыми и сверстниками.

При организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников мы используем следующие формы работы: совместная организация педагогов с родителями православных и фольклорных, церковных праздников, проведение круглых столов, детско-родительских клубов, творческих мастерских, посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания. Так же в нашем дошкольном учреждении педагоги используют метод проектов, как основное средство патриотического воспитания. Метод проектов развивает познавательный интерес старших дошкольников к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Работа над проектом включает в себя семь этапов:

  1. постановка цели;
  2. поиск формы реализации проекта;
  3. разработка содержания всего педагогического процесса на основе тематики проекта;
  4. определение направлений поисковой и практической деятельности;
  5. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  6. работа над частями проекта, коррекция;
  7. коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Наш проект направлен на возрождение позитивного образа семьи, семейных ценностей и традиций. Вовлечение родителей в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка. Цель проекта - возрождение и одухотворенность семейных ценностей и традиций. Для осуществления нашего проекта и решении задач был организован круглый стол «Как правильно любить ребенка?», где проводятся психолого-педагогические консультации, тренинги, беседы со священником на духовно-нравственные темы, семейные конкурсы, фотовыставки. Задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей: «Дары Осени», «Мужчины - наши защитники», «Мама, мамочка моя» - это мероприятие еще раз подчеркнуло необратимую ценность семьи, уважение и почитание хранительницы семейного очага.

Важно отметить, что в работе по духовно - нравственному воспитанию мы активно привлекаем мужчин: наших пап, дедушек и братьев. Участие детей и родителей в спортивной акции «Папа, мама, я - спортивная семья», способствовало сплочению семейных отношений, увеличению числа детей, занимающихся в спортивных секциях города.

В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств.

Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам, а так же нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному взаимодействию с воспитателями, психологом и священником.

  1. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб. ст. /Под ред. Э. В. Бурмакина. - Томск: изд-во ТГУ, 1982.
  2. Бариленко Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности//Вопросы психологии. -1988. - 4
  3. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. Сб. науч. тр. / Под ред. С. Г. Якобсон. - М. Просвещение, 1976.
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A. M. Виноградовой. - М. Просвещение, 1989.
  5. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. Просвещение, 1989.
  6. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М. Просвещение, 1987.
  7. Счастная A. M. По ступенькам нравственности (старший дошкольник). -Минск, 1990.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через любовь к родному краю

Чувство любви к Родине зарождается у детей в первые годы жизни под влиянием патриотической атмосферы в семье, в детском саду, во всей окружающей действительности. Внимание детей рано привлекает труд людей на благо Родины, происходящие в стране события и явления общественной жизни: всенародные общественно-политические праздники, искусство разных национальностей, спортивные соревнования и т. д. Глубокий эмоциональный отклик вызывает общение с родной природой.

Моя Кубань, мой край родной,Земля моих отцов и дедов,Люблю тебя, мой рай земной,За поле, пахнущее хлебом,За колосистую пшеницу,Которой кормишь всю страну

Чувство любви к малой Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь к малой Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям -отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, поселку, а это играет огромную роль в становлении личности ребенка.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему поселку.

История поселка – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе старшего поколения.

Мы живем в поселке с необыкновенной историей, наш поселок постоянно строится, появляются детские сады, обновляется больница, школы. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего поселка, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героические поступки старшего поколения а так же за настоящее и будущее нового поколения.

В непосредственно-образовательной деятельности, беседах надо стараться давать детям краеведческие сведения о родном поселке или крае, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, также рассказывать о г. Краснодаре, городских зданиях и учреждениях, знаменитых людях. Воспитываю гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Предложив родителям оформить альбом с фотографиями «Достопримечательности нашего поселка или города», заинтересовать родителей. Чтобы дети лучше запоминали памятники, узнавали места, где фотографировались.

В последние годы идея духовно-нравственного воспитания приобретает все большее значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, малой Родине.

Знакомство детей с родным краем, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

В нравственном воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей.

Что видит у себя в дому,

В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях, учатся гуманному отношению к близким. С родителями можно составить

Чувство любви к малой Родине вырастает из любви и привязанности к близким людям, к семье, где ребенок окружен заботой, вниманием, лаской. Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей -работников детского учреждения, соседей и знакомых.Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Игры детей в дочки-матери дают воспитателю богатый материал для понимания характера отношений между взрослыми в семьях.

Детский сад для детей считается вторым домом, ведь дошкольники большую часть времени проводят здесь. Тут они играют, узнают много нового и интересного, учатся дружить, помогать друг другу и уважать старших, защищать слабых.

В нашей группе создана предметно-развивающая среда, которая отражает все задачи духовно-нравственного воспитания.

Содержит литературу тематические альбомы по ознакомлению детей с родной природой, культурой, традициями кубанского народа.

-Книги об истории Кубани.

-Иллюстрации об истории города Краснодара, фотографии «старины».

-Современные сооружения в городе Краснодаре.

-Папки-раскладки о великих и знаменитых людях Кубани.

- Пословицы и поговорки о Родине и Кубани.

- Государственная символика. Флаг, гимн, герб Краснодарского края.

Одним из немаловажных факторов духовно-нравственного воспитания детей является труд. Приобщая детей к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Посади дерево». Совместные мероприятия с родителями на лучшей рисунок « Кубанский край», «Природа малой родины» и т.д.

Любовь к природе определяется также бережным отношением к ней. Это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Первые трудовые умения дошкольников в дальнейшем переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости, умение дружно работать.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям кубанского казачества.

Знакомя дошкольников с традициями, народной культурой, праздниками нашего народа, воспитать чувство гордости за достижения и великие подвиги кубанского народа, за народных умельцев.

Произведения кубанских писателей позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту, также можно показать красоту природы. Знакомить детей с историей кубанских промыслов, воспитывать уважение к талантливым мастерам Кубани.

В беседах можно рассказывать, что в нашем крае живут разные народности. Через художественные произведения и песни, сюжетно-ролевые игры, экскурсии к памятникам защитникам нашей Родины, формирую чувство патриотизма и любовь к Родине.

Высоко, высоко, в небе ясном воркуя.Сизый голубь влюблено,С голубкой парил.А на склоне горы, за станицей.Диск солнца,Луч последний, Кубани влюблёно дарил.

Родина, Россия, родная природа – эти слова неотделимы. Любовь к своей стране невозможна без любви к природе своего края. Мы живем в очень красивом и непохожем на другие места. Наш край особенный, и имя ему -Кубань.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Задача заботливых родителей – не только вырастить ребенка, но и заложить основы духовно-нравственного воспитания. В современных условиях, когда на ребенка обрушивается поток различной информации через телевизор, интернет и улицу, актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников возрастает.

Духовно-нравственное воспитание детей формирует личность, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром.

Сложно недооценить роль духовно-нравственного воспитания. Ведь азы нравственного воспитания, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют облик его личности и определяют систему ценностей.

Цель духовно-нравственного воспитания – научить ребенка основам культуры в отношении к людям, обществу, природы и к самому себе, опираясь на общечеловеческие духовно-нравственные ценности.

Каковы задачи духовно-нравственного воспитания?

Заложить ребенку базовые представления о добре и зле, воспитать уважение к окружающим и помочь вырастить достойного члена общества.

Психологи отмечают, что дети, которые усвоили такие понятия как дружба, справедливость, доброта и любовь, имеют более высокий уровень эмоционального развития. Также они испытывают меньше проблем в общении с окружающими и устойчивее переносят различные стрессовые ситуации.

Поэтому очень важно чтобы родители начинали закладывать ребенку основы духовно-нравственного воспитания еще в семье. В дошкольном возрасте ребенок больше всего восприимчив к усвоению простых истин, которые потом будут определять его поступки.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

На духовно-нравственное воспитание младших дошкольников, в первую очередь, оказывает влияние семья. Нормы и принципы поведения внутри нее, впитываются ребенком и воспринимаются как общепринятый эталон. На основе примеров родителей, ребенок складывает свое представление о том, что хорошо, а что плохо.

До 6 лет ребенок полностью копирует своих родителей. Бесполезно призывать ребенка придерживаться высоких идеалов, если вы сами далеки от них. Подайте пример, начните жить так, как хотели бы, чтобы жили ваши дети.

На пути духовно-нравственного воспитания дошкольников хорошим подспорьем может стать самообразование. Всесторонне развивайте малыша, обсуждайте поступки других людей, поощряйте его за хорошие дела.

Один из самых эффективных и проверенных методов духовно-нравственного воспитания дошкольников, является сказка. Образность и конкретность помогает малышам разобраться с тем, какое поведение допустимо, а какое – нет.

Любите своих детей, уделяйте им достаточно внимания. Это поможет ребенку набраться сил, веры в себя. Нельзя недооценивать значения духовно-нравственного воспитание для дошкольников. Помогите малышу сформировать свою систему ценностей, чтобы он ясно понимал какие поступки хорошие, а какие недопустимы.

Духовно-нравственное воспитание продолжается на протяжении всей жизни, но определяющее значении в становлении базовых нравственных принципов принадлежит семье.

Источники: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac134.htm, http://sundekor.ru/referat/ucheba/dukhovnonravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez-liubov-k-rodnomu-kraiu/, http://womanadvice.ru/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения