Главная » Воспитание дошкольника

Нравственное воспитание дошкольников через театральную деятельность

Проект
«Нравственное воспитание детей средствами театрализованной деятельности»

Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего возраста, а также является средством гуманизации воспитательного процесса посредствам театрализованной деятельности. В области познавательной активности у ребёнка следует воспитывать интерес к культуре поведения на примере сказочных героев, побуждать находить необычное в знакомом и привычном, вместе с ребёнком элементарно анализировать и делать маленькие открытия в сказках, для этого необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды через героя сказки, публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Глубокие нравственные чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и искусстве – важное условие духовной жизни ребёнка.

Нравственные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершать правильные поступки.

Самым увлекательным направлением в дошкольном нравственном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

• формированием активной жизненной позиции ребёнка младшего возраста, приобщении его к нравственным, духовным ценностям семьи, высоким и низким уровнем гражданской позиции у детей младшего возраста

• уровнем воспитанности в семье и в детском дошкольном учреждении

3.Цели, задачи педагогического проекта

создать условия для развития нравственных ценностей у детей младшего возраста при помощи театрализованной деятельности.

• Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;

• Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощая ребенка (вызывая желание выступать перед куклами и сверстниками) ; работая над речью, интонациями; расширяя и активизируя словарный запас детей, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, что ведет к повышению нравственного уровня ребенка.

• Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• Приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм.

• Воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества.

Сроки реализации проекта:

Проект носит краткосрочный характер (1 год) – 2013-2014гг. План мероприятий составлен на год.

Два раза в год (декабрь, май) подводятся промежуточные итоги реализации проекта.

• Повышение уровня нравственной культуры детей младшего возраста.

• Повышение уровня приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь.

• Получение воспитанниками удовлетворения от результатов и процесса перевоплощения, импровизации; ощущение собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.

• Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.

Подготовительный этап сентябрь - октябрь.

(Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта.)

• Проведение рекламной акции по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.

• Создание творческой группы.

• Подбор и изучение литературы по теме проекта.

• Постановка цели и задач, составление плана работы.

• Совместная деятельность педагога с детьми.

Основной этап реализации октябрь - апрель.

• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.

• Обогащение развивающей среды.

• Активизация работы с детьми и их родителями, педагогами.

• Проведение открытых мероприятий для коллег своего дошкольного учреждения и педагогов методического объединения города.

• Изготовление альбомов по сказкам, потешкам, карточек-пиктограмм с нравственной направленностью.

• Анализ результатов подготовительного этапа реализации проекта.

• Внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.

• Контроль качества работы.

Заключительный этап май.

Обобщение результатов работы (в форме презентации) и их анализ педагогом на педсовете, родительском собрании и консультаций в уголке для родителей.

План мероприятий по нравственному воспитанию детей младшего возраста:

Нравственно-патриотическое воспитание детей через театрализованную деятельность

Цыганкова Наталья Юрьевна

Ребенок не может расти и развиваться без гармонии с окружающим миром, ему необходимы мир, согласие и любовь. Прежде всего – это любовь к Родине, которая формируется с первых дней жизни. Сначала Родина для ребенка это его мама, семья, родные, его комната. Вот он пошел в детский сад и начинает дружить, учиться, относиться к окружающим людям и природе по законам совести. А совесть – это народная память. Каждый народ в бездонных копилках памяти имеет никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, его традиции и обычаи, любимые предания и сказки, мудрые мысли, архитектура, быт, любимые праздники. Чтобы воспитать такие чувства, я предоставляю детям условия, в которых они ощутили бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердили себя в ней, приняли и полюбили родной язык, историю и культуру нации.

Моя задача как воспитателя – помочь детям воспользоваться этими сокровищами, стать богаче, умнее, добрее. Чувство патриотизма формируется в дошкольном возрасте, когда дети начинают осознавать себя частью культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народным праздникам и традициям.

Для формирования нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста я в своей воспитательно-образовательной работе объединяю фольклорный, краеведческий, культурологический, исторический и литературный материалы. Руководствуясь принципами доступности, наглядности, историзма, вариативности и системности. Эта работа дает положительные результаты и оказывает благотворное влияние на чувствительные детские души.

Моя педагогическая технология состоит из следующих этапов:

1. Первый этап работы с младшими дошкольниками: я приобщаю их к устному народному творчеству через песенки, потешки, прибаутки, загадки о природе, о животных, о своих родных, о самом себе, чтение народных сказок, драматизация, театрализованные представления, настольный театр.

2. В среднем дошкольном возрасте работу по формированию нравственно-патриотических качеств строю на ознакомлении с историей и культурой наших предков, связанной с бытом, с повседневной жизнью простых людей: сказки, потешки, прибаутки, разыгрывание сценок. Это позволяет видеть разные аспекты явления: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические.

3. Чтобы в старшем дошкольном возрасте полученные знания трансформировались в зачатки патриотизма (интереса к истории своего края, страны, города, к народным промыслам, к духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями) показываю и даю почувствовать красоту созданных веками бытовых и культурных ценностей, помогаю полюбить своё, родное, близкое. Читаю сказки, былины, совместно с музыкальным руководителем знакомлю с обширным музыкальным материалом, осваиваем фольклорные традиции, развиваю интерес к театрализованным постановкам, играм на основе фольклора, сказок, былин, легенд, путем активного вовлечения детей в игровые действия. Одна из форм работы – проведение совместных праздников, утренников, вечеров досуга, выставок, изготовления атрибутов, сбор информации, куда активно привлекаются родители.

Музыкально-театрализованная деятельность в моей работе занимает особое место. Театральное искусство является важным фактором художественного развития, оказывает большое воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Учитывая интерес детей к играм-драматизациям и их доступность детскому восприятию, происходит приобщение к театру, который имеет большое значение для духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.

При отборе фольклорного материала опираюсь на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости. Для этого постоянно пополняю наглядный материал: макеты, муляжи, альбомы, иллюстрации, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, маски, изделия народного творчества.

О необходимости воспитания к родному Отечеству говорили и писали в своё время русские педагоги. К.Д.Ушинский отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным .

Воспитанный на любви к малой родине, на народном фольклоре и литературе человек всегда будет принадлежать к своей культуре, где бы он ни родился.

Источники: http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/6206-nravstvennoe-vospitanie-detej.html, http://27.doutuapse.ru/delimsja-opytom/ppo-vospitatelei/cygankova-n-yu-vospitatel/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-d.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения