Главная » Воспитание дошкольника

Перечень литературы по патриотическому воспитанию дошкольников

Роль художественной литературы в патриотическом воспитании дошкольников

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как своей собственной.

Передо мной встал вопрос: что может заинтересовать ребенка чистотой, красотой и глубоким содержанием? Это, конечно же, наша многовековая история и культура, наиболее глубоко, красочно представленная художественной литературой. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.

Я поняла, что воспитывать патриота – дошкольника надо на конкретных примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Для достижения этой цели выделила пять основных блоков: “Моя семья”,

“Мой город”, “Моя страна Россия”, “История русского государства”, “Этот день победы”

Сценарий развлечения “Этот день победы”

Цели:
  • создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой отечественной войны на основе ранее полученных представлений.
  • воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
  • закрепить навыки речевой, игровой, музыкальной деятельности на патриотическом материале.

Дети входят в зал под марш.

День Победы. Долгожданный день!
Мирная небес голубизна
Помнят на земле народы, страны,
В этот день закончилась война!

Я знаю от папы,
Я знаю от деда,
9 Мая пришла к нам Победа
Тот день весь народ ожидал,
Тот день самым радостным праздником стал,

За страну родную люди
Отдавали жизнь свою,
Никогда мы не забудем,
Павших, в доблестном бою,

Вед

. 9 Мая – светлый радостный праздник. Мы с благодарностью вспоминаем Наших славных воинов защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Солдатам, матросам, лейтенантам, капитанам, генералам – мы обязаны тем, что живем сейчас под чистым мирным небом. Вечная им слава!

Есть в Москве, у кремлевской стены, памятник Неизвестному солдату, возле которого всегда люди. Никто не знает его имени, но все знают, что он храбро сражался и за что погиб Неизвестный солдат. Вот и горит теперь, не потухая. Вечный огонь!

Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись,
Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
Ученный иль пастух –
Навек запомни здесь лежит
Твой самый лучший друг,
И для тебя и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберег.

В центр зала выходят дети в костюмах летчика, моряка.

Летчик. (разглядывая картину)

Пехота – здесь, а танки – тут,
Лететь до цели семь минут,
Понятен боевой приказ,
Противник не уйдет от нас.

1 й моряк. (смотрит в бинокль )

На горизонте самолет
По курсу полный ход вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить! Истребитель наш!

Над кораблем алеет наше знамя,
А за кормой – лазурная волна,
Мы подрастем и станем моряками,
Защитой станем мы тебе страна!

Вед. Дорогие ребята! Все мы с вами жители прекрасной России, столица нашей Родины - Москва. Красота Москвы издавна привлекала людей. Враги хотели захватить этот город. И вот поздней осенью 1941 года фашисты подошли к Москве. Москву защищала вся страна, для всех она была родной землей.

Много героических подвигов совершили защитники Москвы. Городу было присвоено звание “город – герой”.

Хоть обойди весь мир большой,
Такой Москвы не встретишь,
И Красной площади такой, как наша,
Нет на свете.

И не забыть нам той весны,
Что весен всех чудесней,
На Красной площади цветы,
И радостные песни.

Звучит музыка из песни “День Победы”

Вед. 60 лет назад на Красной площади, в День Победы были такие радость и ликование. Люди пели, плясали, обнимали друг друга от радости. Давайте и мы с вами сегодня. Будем веселиться!

Дети исполняют песню “Бравые солдаты ”

А солдатом, чтобы стать,
Нужно многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, сильным, смелым!

Внимание! Внимание!
Начинаются соревнования,
Сильных, ловких, и умелых,
Будущих солдат.

Выбираются две команды по 4 человека.

Победа! И залпы гремят над Москвой,
И трубы играют, и губы поют.
Привет тебе, пахарь, салют тебе воин!
И Родине нашей трижды салют!

Стрельба на точность попадания мяча в корзину.

девочки – санитарки, перевязывают мальчиков – раненных бойцов. Побеждает

тот, кто быстрее и аккуратнее перевяжет раненного.

Необходимо перебраться по очереди, наступая только на две дощечки.

Выигрывает та команда, которая быстрее закончит передвижение.

4) “Кто быстрее доставит донесение” (полоса препятствий)

Спозаранку солнышко
Над землей взошло,
…………………..
………………….
Мы на речку – солнышко плещется в реке,
В лес пошли мы – солнышко с нами в сосняке,
Хорошо под солнышком,
Жить нам и расти,
Лучше нашей Родины,
В мире не найти.

Дети исполняют песню “Солнечный круг”

Музей как средство нравственно-патриотическоговоспитания дошкольников .

Литература

1. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. [Текст]: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб. ООО Изд. Детство-пресс , 2010. – 192 с.

2. Громыко, Ю. В. Национальная доктрина развития образования России [Текст]: Проект Общероссийского общественного движения Образование – будущее России / Громыко Ю. В. Н. Г. Алексеев, Л. В. Бабух, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Ю. Б. Зотов, М. П. Карпинко, Ю. В. Крупнов, Н. Д. Никандров, В. М. Платонов, В. А. Поляков, В. В. Рубцов, И. М. Рукина, В. И. Слободчиков, В. Д. Шадриков. (третий вариант). – М. 1999. – 7 с.

3. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа) [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М. Издательство Скрипторий 2003 , 2008. – 104 с.

4. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД Корифей . – 96с.

5. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. [Текст]: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М. ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.

6. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

7. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М. ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
8. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М. ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

9. Писарева, А.Е. Живем в Ладу : Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М. ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

10. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

11. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

12. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

13. Шевкунова, Е. Музей и дети : педагогический аспект региональной программы [Текст] / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова. // Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4 - С. 59-65.

Список литературы по формированию нравственно – патриотических чувств

  1. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 16 – 26.
  2. Белая К.Ю. От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год. – М, 1998.
  3. Великая Победа //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 2.
  4. Виноградова Н.Ф. Козлова С.А. Наша Родина: Пособие для воспитателя. – М. Просвещение, 1984. – 304 с.
  5. Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – С.107 – 127.
  6. Газета Плесецкие новости . – 1995. - № 27. – 11 марта.
  7. Гутникова Л. Спортивный праздник, посвященный Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. – С. 49.
  8. День Победы //Дошкольное воспитание. 2005. - № 5. – С. 3.
  9. Детство: Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т.И. Бабаевой. – СПб. Детство – Пресс, 2002.
  10. Долгополова Л.А. Воспитываем патриотов //Музыкальный руководитель С. 45.
  11. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. – М. Просвещение, 1980 – 192 с.
  12. Жуковская Р.И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. С.А. Козловой. – М. Просвещение, 1985.
  13. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3. – С. 6.
  14. Комратова Н.Г. Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М. Сфера, 2007.
  15. Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6. – С. – 27.
  16. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 36 -46.
  17. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

// Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 55 – 67.

  1. Музыкальный руководитель. – 2005. - № 2.
  2. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада /Под ред. З.А. Михайловой. – СПб. Детство-Пресс, 2004.
  3. Соболева Г. Священная война. – В кн. О. Очаковская. Рассказы о песнях. – М. 1985.
  4. Стапанова В. Стихи к Дню Победы //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – С. 4.
  5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М. – Сфера, 2005. – С. 168.
  6. Федеральный закон О днях воинской славы (победных днях) России

// Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 46 – 48.

23.Федоренко П. Почему ты шинель бережешь? //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. С. 6.

24. Харитонова Я. Этих дней не смолкнет слава //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 3.

  1. Хрестоматия для старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада /Под ред. В.И. Логиновой. – М. Просвещение, 1990. – 420 с.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/314752/, http://www.moi-detsad.ru/metod46-6.html, http://multiurok.ru/cadik/files/spisok-litieratury-po-formirovaniiu-nravstvienno-patriotichieskikh-chuvstv.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения