Главная » Воспитание дошкольника

Тема самообразования трудовое воспитание дошкольников

План самообразования по теме «Трудовое воспитание детей в природе» (2014–2015)

Анастасия Караганова
План самообразования по теме «Трудовое воспитание детей в природе» (2014–2015)

воспитатель Караганова Анастасия Владимировна.

Тема: Трудовое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами образовательного пространства в рамках долгосрочного экологического проекта «Сохраним мир зеленым».

Цель: Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия, воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Актуальность выбранной темы

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда… » На протяжении всего развития дошкольного воспитания проблеме трудового воспитания дошкольников уделяется большое внимание:

- считается важным и обязательным вводить труд по самообслуживанию, работа на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами.

План работы на год

Изучение методической литературы:

1. Труд и наблюдения в природе. М-1987г.

2. Сергеева Д. В. «Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности».

3. Герепанова И. Б. «Дети взрослеют в труде».

Работа с детьми:

Пополнение природного уголка и уголка экспериментирования материалами и оборудованием в группе детского сада.

Экскурсия в парк. Подборка дидактических игр. Гербарий «Растения нашего города».

Беседа по теме «Труд людей в природе».

Изготовление поделок. Выставка поделок из природного материала «Золотая осень».

Акция «Оформление птичьих столовых»

Наблюдение за работой дворника. Вывешивание кормушек на участке детского сада. Акция «Берегите елочку»

Изготовление поделок из бросового материала «Елочная игрушка» Чтение стихов о елочке. Изготовление буклетов «Берегите елочку».Выступленее агитбригады Росточек

Выставка поделок «Елочная игрушка».

Труд в природе «Сгребание снега к деревьям»

Экскурсия в «Зимний сад» в детском саду

Среднесрочные проект «Накормим птиц зимой»

Наблюдение за птицами. Выставка рисунков «Деревья в инее»

Кормление птиц на участке детского сада.

Среднесрочный проект «Огород на окне» Выращивание рассады, уход за растениями.

Акция «Чистый мир»

Экскурсия по экологической тропе на территории детского сада. Уборка и благоустройство территории детского сада.

Акция «Украсим мир цветами». Высадка рассады цветочных растений и уход за цветами.

Чтение художественной литературы детям о труде. Знакомить с пословицами и поговорками о труде. Подборка художественной литературы детям о трудолюбии.

Работа с семьёй :

Консультация «Воспитание трудолюбия у детей . Привлечении родителей к участию в акции «Очистим мир». Уборка территории детского сада от опавших листьев. Выпуск родительской газеты №30.

Организация выставки поделок «Елочная игрушка» Текст издания в родительском уголке. Привлечение родителей к совместному среднесрочному проекту «Накормим птиц зимой». Изготовление кормушек, приобретение корма для птиц.

Привлечение для участия в акции «Огород на окне». Приобретение материалов и оборудования

Акция «Чистый мир». Работа по уборке и благоустройству территории детского сада.

Привлечение к акции «Украсим мир цветами» Высадка рассады цветочных растений, уход за клумбами

II Областной конкурс творческих проектов «Я исследователь»

Конкурс проектов г. Самара «Зимний сад моей мечты»

Участие вебинаре на образовательном мортале «Мир учителя»

Участие в семинаре по теме «Трудовое воспитание дошкольников»

Всероссийский творческий конкурс для педагогов «Арт-талант»

Международный образовательный портал «Мир учителя».

Отчёт по теме самообразования. Оформление уголка природы.

Публикация материалов на тему «Трудовое воспитание»

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье

Хозяйственно - бытовой труд в детском саду

Добрый день, уважаемые коллеги!
Хочу поделиться с вами своими наработками по теме труд.
Над этой нелегкой, но интересной темой трудового воспитания я работала несколько лет. В моем детском саду я видела, что теме труда педагоги уделают мало внимания. Трудовая деятельность становится эпизодической и не может приносить детям должного удовлетворения. Конечно организация труда дело хлопотное для воспитателей. Нужно создать условия, закупить необходимый материал, да и нужно систематически этим заниматься, чтобы привить детям навыки. А группа мне досталась не из легких. Детей было 25 человек, из низ 18 мальчиков. Взяв тему труда для самообразования, я не прогадала. В труде мои дети даже самые непослушные, неуверенные становились целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает детей, они осознают свои возможности и испытывают радость от результатов.
Надо сделать так, чтобы труд стал интересным и посильным, и в то же время, чтобы это был творческий труд, а не только механический. Н. К. Крупская
«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства»
К.Д. Ушинский
Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
Развитие трудовой деятельности;
Воспитание ценностного отношения к собственному труду; труду других людей и его результатам;
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Условия организации труда детей
Создание мотивации трудовой деятельности
Подбор оборудования для труда
Поощрения в процессе и по результатам труда
Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам
Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда
Демонстрация заинтересованности педагога
Хозяйственно- бытовой труд:
соблюдение правил гигиены, поддержание порядка в групповой комнате и на участке


Наводим порядок в игровом уголке

Задачи: учить поддерживать порядок в шкафах с игрушками, оборудованием инвентарем.
«Будет в группе чистота, будет в группе красота
Моем и протираем игрушки


Задачи: учить аккуратно работать с водой, совершенствовать трудовые навыки в процессе труда
Стираем салфетки для аппликации


Задачи: воспитывать интерес к труду; учить детей аккуратно работать с водой, закреплять умения стирать (намыливать, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать и развешивать)
«Мыло пениться в корытце, не привыкли мы лениться»
Чистим вареные овощи для блюд,подлежащих термической обработке

Задачи: учить детей чистить овощи, работать столовым ножом
Приготовление винегрета


Задачи: развивать интерес к приготовлению пищи; учить умению правильно пользоваться ножом и нарезать овощи кубиками
Труд на участке в разное время года [


Задачи: закреплять умение самостоятельно пользоваться оборудованием и инвентарем совершенствовать навыки работы
«А теперь за дело дружно, убирать участок нужно!»
Моем стульчики


Задачи: аккуратно работать с водой; совершенствовать трудовые навыки в процессе работы; доводить начатое дело до конца.
Дежурим по столовой

Задачи: учить правильно сервировать стол; выполнять до конца порученное дело; воспитывать самостоятельность, заботу о других
Трудовое воспитание ребенка в семье


Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости,
заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности.
Спасибо, что заходите в гости!

Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема самообразования: Цель: Задачи: Перечень вопросов по самообразованию: -изучение психолого-педагогической литературы; -разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; проектная и исследовательская деятельность; анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей; продолжать изучать педагогический опыт других педагогов; планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса. Предполагаемый результат: Форма отчета по проделанной работе: Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

Курсы повышения квалификации. Изучение ФГОС Изучение психолого – педагогической литературы: Создание мини-сайта

Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

Участие в тренинге личностного роста « Работа в команде. Законы установления партнёрских отношений» и семинарах Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад –показать промежуточные результаты ) на сайте

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ

1.Активизация словаря детей младшей возрастной группы.

2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру

детей раннего возраста.

3.Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.

4.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.

5.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста

посредством русских народных сказок.

6. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

7.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.

8.Дидактические игры в обучении детей основам математики.

9.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

10.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения

11.Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

12.Игра как средство общения дошкольников.

13.Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего

к дошкольному детству.

14.Использование здоровьесберегающих технологий в первой

младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

15.Использование развивающей игры на занятиях по математике

с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

16.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования

в работе с детьми 2 – 3 лет.

17.Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.

18.Методика формирования правильной осанки и профилактика её

нарушения у дошкольников.

19.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.

20. Обогащение социального опыта дошкольников.

21.Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

22.Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.

23.Патриотическое воспитание дошкольников средствами

24.Пересказ художественных произведений с помощью картинок.

25.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей

младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.

27.Правила дорожного движения для дошкольников.

28.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе

ознакомления детей с природой.

29.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)

30.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

31.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе

32.Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение

34.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста

через игровую деятельность.

35.Развитие мелкой моторики дошкольников.

36.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через

нетрадиционную технику рисования.

37.Развитие познавательной деятельности дошкольников.

38.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников

в процессе экспериментирования.

39.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

40. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.

41.Развитие сенсорных способностей дошкольников.

42.Развитие сенсорных способностей посредством

43.Развитие творческих способностей детей в изобразительной

44.Развитие творческих способностей дошкольников средствами

45.Речевое развитие дошкольников

46.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.

47.Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.

48.Роль загадки в развитии дошкольника.

49.Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

50.Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

51.Современные подходы к реализации задач образовательной области

52.Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

53.Театрализованная деятельность как средство развития креативной

54.Физическое развитие детей в игровой деятельности.

55.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.

56.Формирование коммуникативных качеств у детей

младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.

57.Формирование коммуникативных качеств у детей старшего

дошкольного возраста через общение с природой.

58.Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.

59.Формирование начал экологической культуры дошкольников.

60.Формирование основ педагогического мастерства.

61.Формирование патриотических чувств у дошкольников.

62.Формирование речи детей в игровой деятельности.

63.Художественная литература как средство всестороннего развития

64.Художественно-речевое развитие детей через совместную

театрализованную деятельность детей и родителей.

65.Экологическое воспитание детей в детском саду.

66.Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/plan-samobrazovanija-po-teme-trudovoe-vospitanie-detei-v-prirode-2014-2015-vospitatel-karaganova-anastasija-vladimirovna.html, http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-stol/hozjaistveno-bytovoi-trud-v-detskom-sadu.html, http://megalektsii.ru/s7237t1.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения