Главная » Воспитание дошкольника

Задачи содержание трудового воспитания дошкольников

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В дошкольном возрасте происходит становление основных видов дея­тельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе ДОУ. В настоящее время определено место труда в педагогиче­ском процессе детского сада, разработано его содержание.

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирова­ния у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонно­сти к труду как основной жизненной потребности, а также формирова­ние привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников - формирова­ние у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, форми­рование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как каче­ства личности.

Различные исследователи предлагают свои формулировки задач трудового воспитания. Приведем некоторые из них. Так, В.И. Логи­нова выделяет следующие задачи: формирование отношения к труду; воспитание потребности трудиться; усвоение трудовых знаний, уме­ний, навыков в основных видах труда. В.Г. Нечаева в задачи трудово­го воспитания включает: формирование трудовых навыков и умений; воспитание отношения к труду, стремление оказывать помощь взрос­лому; воспитание нравственно-волевых качеств личности; овладение навыками трудовой деятельности; воспитание отношения к труду взрослых. Трудолюбие проявляется в потребности ребенка включать­ся в трудовую деятельность, способность испытывать радость в ее процессе, достигать цели.

Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятель­ности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детско­го труда от труда взрослого человека. Специфика детского труда заклю­чается в следующем:

- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материаль­ных ценностей; в детском труде нет результата;

- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в позна­нии собственных возможностей;

- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую дея­тельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;

- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязатель­ный характер;

- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность на­ходится в стадии развития и обязательно предполагает участие и по­мощь взрослого;

- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный ха­рактер: они могут повторяться многократно, не преследуя определен­ной задачи;

- своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);

- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;

- детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

- результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобрази­ем. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд.

Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя: одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигие­нические процедуры.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех воз­растных этапах дошкольного возраста.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрас­тных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками.

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать по­рядок в групповой комнате, дома, на участке, участие в организации бы­товых процессов. Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность.

Необходимо формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Данный вид труда предполагает формирование навыков хозяйственно-бытового тру­да, приобретаемых детьми в дошкольном учреждении и в семье.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием тако­го труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологической культуры дошкольников. Данный вид труда имеет свои особенности: результатом может быть материальный продукт (выра­щенные ребенком овощи, посаженное им деревце и др.), это сближает детский труд с производительным трудом взрослых; труд в природе чаще всего имеет отсроченный результат; он дает возможность одно­временно развивать познавательные интересы дошкольников (дети на­блюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенно­стях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу); этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям. Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является тру­дом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей чело­века. В его содержание входит изготовление поделок из природного ма­териала, бумаги, картона, ткани, дерева.

Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способно­стей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Трудовое воспитание дошкольника: содержание, технологии, инструменты оценивания трудовых компетенций (методическое пособие для педагогов ДОУ)

  • Файл формата zip
  • размером 66,17 КБ
  • содержит документ формата doc
  • Добавлен пользователем stliniosf 01.03 11:34
  • Отредактирован 05.03 16:20
  • Скачан 94 пользователями

В предлагаемом методическом пособии раскрывается проблема организации и содержания трудового воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Дано описание использования современных педагогических технологий при организации трудового процесса, предложено инструментальное обеспечение оценивания трудовых компетенций детей дошкольного возраста.
Настоящее пособие может быть использовано в системе повышения квалификации педагогических работников, а также в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Содержание.
Введение.
Современные требования к организации трудового.
воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи по формированию навыков трудовой.
деятельности у детей дошкольного возраста.
Планирование основных направлений работы.
по трудовому воспитанию.
Дежурства как средство воспитания ответственности.
у детей дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда ДОУ по разделу.
Трудовое воспитание .
Современные педагогические технологии в организации.
трудовой деятельности детей.
Инструментальное обеспечение оценивания.
детских трудовых компетенций.
Литература.
Приложения.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

В данном материале представлен результат анализа «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (раздел «Трудовое воспитание»). Весь материал представлен в табличной форме, что позволяет легко в нем ориентироваться практическим работникам ДОУ.

  • 73,55 КБ
  • скачан 101 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 17.05 20:41
  • будет удален через 14 дней

М. Издательский центр Академия, 2001.- 184 с В пособии, написанном в соответствии с авторской программой экологического воспитания дошкольников, раскрываются содержание и методы, конкретные педагогические технологии экологовоспитательной работы с детьми разных возрастных групп. Особое внимание уделяется личностному развитию дошкольников в связи с экологическим воспитанием.

  • 210,89 КБ
  • скачан 1189 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 05.04 20:33
  • будет удален через 14 дней

М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

  • 73,34 МБ
  • скачан 4592 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.08 10:02
  • будет удален через 14 дней

Понятия «Труд», «Трудовое воспитание». Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская. Отличие труда взрослых и детей. Задачи трудового воспитания. Виды труда дошкольников. Формы организации труда. Условия воспитания дошкольников в труде. Средства трудового воспитания в труде. Практическое задание. Составить сценарий праздника труда или.

  • 27,62 КБ
  • скачан 70 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 17.03 00:48
  • будет удален через 14 дней

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Трудовое воспитание – это привитие определенного отношения к трудовой деятельности, как к важной жизненной потребности с помощью развития навыка к труду. Привычка к трудовой деятельности является включение дошкольника в целенаправленный труд, который поможет сформировать довольство в период его выполнения и конечным результатом.

Основные задачи трудового воспитания:

  • Развитие индивидуальных способностей с помощью трудовой деятельности:
  1. Помощь в правильном отношении к труду старших людей.
  2. Помощь в развитии в ребенке любви к труду.
  3. Помощь в проявлении нравственно-волевого становления дошкольника.
  • Развитие и полное овладение различными видами труда:
  1. Привитие специальных навыков для эффективной трудовой деятельности.
  2. Формирование основных умений при выполнении задания.

Средства для трудового воспитания дошкольников:

  1. Художественные. Предметы, которые связаны с художественным воспитанием: изобретательное искусство, музыка или литература. Для достижения результата необходимо систематически использовать художественные средства, которые следует органично сочетать с трудовой деятельностью дошкольников.
  2. Знакомство с трудовой деятельностью старшего поколения. Благодаря такому средству дети приобретают правильное понимание значимости труда для жизнедеятельности, содержании труда и общественной ответственности.

Показывать труд взрослых можно несколькими способами:

  • Общение с человеком-работником и знакомство с его отношением к труду.
  • Привлечение внимания к различным видам труда и результатам трудовой деятельности.
  • Индивидуальный труд дошкольника. Таким способом формируются прикладные и практические навыки у детей.

Виды трудового воспитания:

Трудовое воспитание дошкольником можно разделить на четыре типа:

  • Художественный труд своими руками.

Такая трудовая деятельность нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, связанных с эстетикой. Дошкольник может выполнять различные поделки из разных подручных материалов. При окончании ребенок может порадоваться полученным украшением, поделкой, подарком.

  • Трудовая деятельность на природе.

В основные задачи такого типа труда входит работа на участке земли. Дошкольники могут ухаживать за посаженными растениями, выращивать продукты питания.Результатами труда на природе может быть: материальный продукт (выращенные овощи, цветы или дерево); приобретение новых знаний; ощущение необходимости и возможности радовать окружающих.

  • Хозяйственная и бытовая трудовая деятельность.

Привитие бытовых навыков является наиболее понятной деятельностью взрослых, с которой он встречается повседневно. Ребенок учится сосредотачиваться на определенном задании и полностью справляться с ним с помощью взрослого. В такие моменты у дошкольника формируется правильное отношение и значение хозяйственно-бытовой деятельности. Благодаря этому в сознании ребенка развивается понимание, что окружающий его мир он создает сам. В процессе взросления хозяйственная и бутовая деятельность постепенно усложняется. Те навыки и умения, которые приобретет дошкольник, помогут ему в дальнейшем бытовом труде.

Умение самостоятельно удовлетворять личностные потребности: кушать, умываться, одеваться. Такие навыки необходимо развивать на всех этапах взросления дошкольника. Благодаря навыку самообслуживания ребенок может независимо функционировать от взрослых и повышать собственную самооценку.

Формы организации трудового воспитания:

В организацию труда можно внести три основных способа:

  • Совместный труд с коллективом.

Задачей коллективной трудовой деятельности является вынесения задания, с которым легко могут справиться дети. Важным аспектом является их сотрудничество в труде.

При выполнении задания все дети испытывают удовлетворение и общую пользу. Совместный труд является целенаправленной деятельностью, при которой каждый дошкольник выполняет какую-то часть.

При совместном труде дети взаимодействуют между собой, учитывая темп и возможности каждого ребенка в коллективе для достижения общей цели.

Коллективная трудовая деятельность направлена на решение трудовых и нравственных вопросов. Это помогает воспитать правильные коллективные взаимоотношения.

Коллективный труд необходимо организовывать в группе не менее 1 раза в неделю.

Развивая интерес дошкольника к трудовой деятельности можно привить правильную мотивацию и целеустремленность в выполнении задания.

В такую трудовую деятельность вовлекается несколько дошкольников для достижения интересов всего коллектива.

При выполнении дежурства ребенок осознает направленность труда, а также осуществляет заботу обо всей группе.

Для организации дежурства можно использовать:
  1. Подготовку к занятиям.
  2. Уголок природы.

Во время дежурства дошкольник привыкает к систематическому вовлечению в трудовую деятельность. Основной задачей такого труда является забота о коллективе.

Такая деятельность включает выполнение просьбы взрослого. Поручения могут быть разными:

  1. По содержанию.
  2. По времени.
  3. По форме организации.

В зависимости от возраста поручения усложняются, и увеличивается степень ответственности, возлагаемая на ребенка.

Педагог может оказывать помощь для достижения результата при выполнении поручения.

Для дошкольника очень важно, чтобы по окончанию трудовой деятельности, связанной с поручением, его работа была оценена.

Эффективность трудового воспитания

Для того чтобы приучение к трудовой деятельности дошкольников было результативным, необходимо придерживаться некоторых условий:

  • Учитывать склонности и интересы каждого дошкольника индивидуально.
  • Постепенно увеличивать сложность выполнения задачи.
  • Полноценная материальная среда и наличие инструментов для труда.
  • Создание положительной атмосферы в группе.

Post navigation

Источники: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26338-teoreticheskie-osnovy-trudovogo-vospitaniya-doshkolnikov.html, http://www.twirpx.com/file/755900/, http://gentlelady.ru/deti/detskij-mir/trudovoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения