Главная » Воспитание дошкольника

Задачи средства нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников подразумевает приобретение нравственного опыта и усвоение моральных норм. В процессе нравственного воспитания формируется любовь к Родине и гражданская позиция, бережное отношение к окружающему миру, уважение и доброжелательность к людям, порядочность.

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Правильное нравственное воспитание дошкольников помогает избежать отрицательного опыта и приобретения вредных привычек, которые препятствуют формированию личности ребенка.

Основными задачами нравственного воспитания дошкольников являются формирование нравственных чувств, положительных навыков, нравственного поведения, представлений и поступков.

Важную роль играет воспитание нравственных чувств у дошкольников. Ребенок в процессе общения с взрослыми приобретает привязанности, симпатии и любовь, учится поступать в соответствии с совестью и моралью, воздерживаться от отрицательных поступков. Если ребенок совершает ошибки, то он испытывает волнение и огорчение, так как не радует близких людей и не получает одобрения.

Доброжелательность и эмоциональная отзывчивость являются основой воспитания нравственных чувств у дошкольников. В процессе нравственного воспитания необходимо избегать отрицательных эмоций, недовольства, замечаний в адрес ребенка. Основную роль должны играть доброта, поддержка и защита.

Наглядным примером для ребенка являются родители и воспитатели, которые должны помочь формировать и проявлять положительные качества, успокаивать, подбадривать и радовать.

В процессе нравственного воспитания дошкольников появляется чувство собственного достоинства, долга и справедливости, а также ответственность за свои поступки. В ходе игр, познавательных и развивающих занятий ребенок приобретает патриотические чувства, любовь к Родине и родному краю, уважение к людям различных вероисповеданий и национальностей.

При нравственном воспитании дошкольников необходимо уделять особое внимание осмыслению поступков. Дети должны осознавать свое поведение и стремиться к нравственному содержанию действий. Ребенок должен получить разъяснения моральных понятий и научиться действовать в различных ситуациях. Нравственное дошкольное воспитание должно быть направлено на формирование правильного поведения ребенка в общественной жизни и семье.

Важными задачами нравственного воспитания дошкольников являются представления ребенку основ поведения, знаний о патриотизме и помощь в формировании правильных мотивов поведения.

Особенности воспитания нравственных чувств у дошкольников

Нравственное дошкольное воспитание помогает ребенку правильно оценивать свои поступки, понимать чувства других людей, а также стремиться к справедливости, дружбе, состраданию и добру.

Эффективное нравственное воспитание дошкольников рассматривается как непрерывный процесс получения и усвоения образцов поведения в обществе и семье. Ребенок начинает правильно воспринимать нравственность и мораль, если осознает для себя необходимость их соблюдения, а не следует нормам по принуждению.

Нравственное воспитание дошкольников формируется в процессе переживаний и эмоций, развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. Формой восприятия нравственности могут быть переживания, различные вербальные и невербальные средства восприятия.

С нравственным дошкольным воспитанием тесно связана эмоциональная среда, в которой ребенок получает опыт, формирует свое отношение к окружающему миру и выбирает образцы поведения. Родители и педагоги при воспитании дошкольников должны акцентировать внимание на моральных оценках и суждениях, обеспечивать здоровую среду для развития ребенка.

В процессе обсуждения нравственных вопросов формируется четкая система ценностей. Ребенок начинает понимать разницу между отрицательными и положительными поступками.

Эффективного нравственного воспитания дошкольников не может быть без обсуждения нравственной стороны действий и событий. Для того чтобы ребенок четко понимал нравственность, можно использовать примеры из художественных произведений и реальной жизни. В основе примеров должны лежать сопереживание и сочувствие, развитие способности к эмпатии.

При нравственном воспитании можно использовать различные средства, в том числе художественные, природные, музыкальные и т.д. К основным группам средств нравственного воспитания можно отнести:

  • художественные и творческие средства (живопись, музыка, литература, кино и т.д.), которые направлены на эмоциональную окраску поведения людей и событий;
  • природные средства, которые вызывают гуманные чувства, желание помощи и заботы, развивают нравственную сферу и многогранность личности ребенка;
  • трудовые и игровые средства, которые являются основой практики нравственного поведения;
  • социальная и семейная атмосферы, которые должны быть наполнены доброжелательностью, любовью, поддержкой и заботой.

При выборе определенных средств нравственного воспитания дошкольников необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, уровень интеллектуального развития и творческие способности.

ЦКОФР - Центр координации образования и физического развития

Тема 1. Общие понятия о морали, этике, нравственности

Понятия мораль , этика , нравственность , их взаимосвязь и различия. Мораль — это традиционная содержательная форма об щественного сознания и отношений между людьми, одобряемая и поддерживаемая групповым, классовым, общенародным обще ственным мнением. Мораль определяется характером обществен ных отношений. Она содержит в себе общепринятые нормы, прави ла, законы, заповеди, табу, запреты, которые с раннего детства внушаются растущему человеку.

Мораль, как и право, представляет собой способ общественного принуждения человека к определенным формам и нормам поведения.

Мораль обеспечивает приспособление ребенка к условиям об щественной жизни, удерживает его в рамках общепринятых норм и правил поведения.

Мораль может быть религиозная (христианская, мусульманская, буддийская), околорелигиозная (фашистская, сионистская, аске тическая и др.), групповая и кастовая (дворянско-аристократическая, сектантская, преступная, богемская и др.).

Нравственность в отличие от морали — это личные интеллек туально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятель но, определяющие направленность личности, духовный облик, образ жизни, поведение человека.

Этика — это учение о нравственности и морали. Различают нор мативную и теоретическую этику.

Социализация и нравственное воспитание. Различие и общность терминологии.

Механизм формирования нравственных качеств: знания, пред ставления о морали + мотив + отношение, чувства + поступки, навыки + поведение. Характеристики компонентов механизма и принципы его функционирования: незаменяемость компонентов, отсутствие компенсаторности, обязательность каждого компонен та, последовательность формирования нравственных качеств ре бенка в зависимости от его возраста.

Обоснование объективности механизма формирования нрав ственных качеств, особенностей их проявления у детей разного дошкольного возраста.

Задачи нравственного воспитания (Ю. К. Бабанский, И. И. Подласый, В. И.Логинова, В. Г. Нечаева). Группы задач нравственного воспитания: а) формирование компонентов механизма нравствен ного воспитания; б) формирование нравственных качеств, пред ставляющих ценность для данного общества в данный историчес кий период (С. А. Козлова). Сравнение подходов к классификации задач нравственного воспитания.

Тема 2. Содержание нравственного воспитания

Исторический аспект. Содержание нравственного воспитания в Спарте и Афинах, в эпоху Возрождения, в дореволюционной России. Детерминанты и противоречия в определении и разработке содержания нравственного воспитания. Цели воспитания, их объек тивный и субъективный характер. Концепции нравственного вос питания. Светское и религиозное воспитание. Общечеловеческий и конкретно-исторический аспекты нравственного воспитания под растающего поколения. Противоречивость термина общечелове ческие ценности , его объективные и субъективные компоненты.

Анализ содержания нравственного воспитания в советских про граммных документах, методической и теоретической литературе (программы 1928, 1932, 1938, 1945, 1953, 1962, 1969, 1984 гг.).

Традиционные блоки в содержании нравственного воспитания дошкольников: коллективизм, гуманизм, патриотизм, трудолюбие.

Современное отношение к выделенным блокам. Воспитание сча стливого ребенка. Счастье и любовь как ведущие принципы в со держании воспитания. Принципы разработки содержания нрав ственного воспитания в начале XXI в. индивидуальное развитие, соотношение индивидуального и коллективного.

Тема 3. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

Группы средств нравственного воспитания:

  • художественные (ху дожественная литература, изобразительное искусство, кино-, мульт фильмы, музыка),
  • социалъно-средовые (события, происходящие в окружении ребенка, обычаи, традиции, субкультура, поступки и оценки взрослых, развивающая среда),
  • деятельностные (разные виды детской деятельности, праздники, развлечения).

Условия, обеспечивающие действенность средств воспитания: соответствие возрасту, эмоциональная насыщенность, адекватность уровню раз вития детских интересов и др. Принципы сочетания средств вос питания: интеграция, изолированность, дифференциация, уме ренность, степень воздействия и др.

Методы нравственного воспитания. Соотношение групп мето дов с механизмом формирования нравственных качеств (методика формирования этических представлений, чувств, нравственных норм, привычек, нравственного поведения), с задачами нравствен ного воспитания, возрастными и индивидуальными особенностя ми детей. Обучение в нравственном воспитании. Роль практических методов в нравственном воспитании. Особое значение словесных методов. Условия оптимального выбора и эффективного примене ния методов воспитания: соответствие методов целям и задачам воспитания, важность применения методов в системе, зависимость выбора методов от конкретных обстоятельств, учет закономерно стей возрастного и индивидуального развития. Деятельность, ее роль в нравственном воспитании: игра, труд, учебная, художественная деятельность. Оптимизация задач нравственного воспитания.

Методика выявления уровня нравственного развития. Педаго гическая диагностика нравственного развития детей и качества вос питания. Диагностические методики, сбор информации и пути об работки получаемых результатов.

Анализ методов и средств нравственного воспитания, разрабо танных в научно-теоретической и методической литературе.

Нравственноеи трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козло вой. — М. Академия, 2002. С. 17-20.

Обновлено 19.02 21:04

Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности

- воспитание гуманности как качества личности;

- формирование начал гражданственности и патриотизма;

- формирование отношения к труду и трудолюбия.

Воспитание гуманности представляет собой формирование такого нравственного качества, которое подразумевает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, эмпатию.

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе. Исследования показывают, что подобное отношение может складываться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе этого процесса лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается с раннего детства. При систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.

Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умения сочувствовать, сопереживать, сорадоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются.

Воспитание коллективизма как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразуюшее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений. Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений.

В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.

Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности- одна из важнейших составляющих нравственного воспитания дошкольников.

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.

2. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

2.1 Средства нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3 Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4 Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Источники: http://pigulka.ru/stati-o-detjah/6660-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov.php, http://www.ckofr.com/pedagogika/314-aktualnye-problemy-nravstvennogo-vospitaniya-doshkolnikov, http://www.studsell.com/view/91519/30000

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения