Главная » Воспитание дошкольника

Занятия правовому воспитанию дошкольников

Правовое воспитание дошкольников

Дети – наше будущее. И от того, какие стандарты нравственного поведения мы вложим в них сегодня, напрямую зависит наше общее завтра. Информированность ребенка о своих правах благоприятно способствует формированию полноценной, культурной, самодостаточной личности.

Гражданско-правовое воспитание дошкольников

Гражданско-правовые нормы подробно изложены в следующих документах:

  • Декларация прав ребенка (1959 г.).
  • Конвенция о правах ребенка ООН (1989 г.).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Очень важно изложить информацию о данных законах в доступной форме для детей дошкольного возраста.

Целесообразно вводить правовое воспитание детям старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Форма обучения должна быть в

виде непринужденной беседы, игры или с помощью взаимодействия педагога с ребенком.

Нужно помочь ребенку осознать свою нишу в обществе, понять свои возможности и их допустимые границы. Научить нравственному поведению, этике общения. Объяснить, кто такой гражданин, что такое государство, ознакомить с историей и традициями его родной страны и других государств и национальностей.

Нравственно-правовое воспитание дошкольников

Нравственно-правовое воспитание заключается в донесении детям их прав с пояснением того, какие действия являются хорошими и полезными обществу, а какие наоборот, приносят вред окружающим его людям. Важно объяснить малышу, что он часть социума и многие его поступки отражаются на развитии всей страны.

Расскажите ребенку о его правах:

  1. Право на любовь и заботу в семье.
  2. Право на получение образования.
  3. Право на медицинскую помощь.
  4. Право на досуг.
  5. Право на получение информации.
  6. Право на индивидуальность.
  7. Право на выражение своих мыслей и интересов.
  8. Право на защиту от всех видов насилия.
  9. Право на полноценное питание.
  10. Право на комфортные условия проживания.

Поясните значение каждого права.

Правовое воспитание младших дошкольников

В младшем возрасте главный упор должен быть направлен на нравственное воспитание. Закладывание в сознание ребенка основ поведенческой линии, объяснение того, что можно делать, а что нельзя и почему. Какие действия малыша причиняют вред ему самому и окружающим его людям.

Правовое воспитание дошкольников - игры

Занятия по правовому воспитанию дошкольников должны проводиться ежедневно, на протяжении всего года обучения. Заучивание детьми прав не допустимо. Ребенок не обязательно должен знать точную формулировку его прав, но он должен четко понимать их значение и уметь практически их применять.

Правовое образование дошкольников через игру является самым приемлемым способом донесения информации маленькому гражданину.

Вот несколько примеров игр:

После серии рассказов о символике стран, попросите детей нарисовать свой флаг и герб. Покажите картинку с гербом и спросите, чего на нем не хватает. Герб должен быть неверно изображен.

Попросите детей придумать короткий рассказ о школе своей мечты. В ней могут отсутствовать правила и законы. После рассказа одних малышей, попросите остальных рассказать, к чему может привести подобное поведение и в чем достоинство общепринятых правил общения.

Предложите деткам закрыть глаза и представить, что они маленькие букашечки. Моделируйте жизнь букашки и ее беззащитность. Пусть малыши расскажут о том, что они чувствовали, когда представляли себя насекомым. И как нужно себя вести с окружающими, чтоб они были уверены в том, что их никто не обидит.

Правовое образование дошкольников поможет им стать полноценными членами общества и обеспечит позитивную динамику становления личности.

НАПРАВЛЕНИЕ: ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Право на индивидуальность

Освоение программ дошкольного образования открывает ребенку мир своей внутренней жизни, стремлений, мыслей, переживаний. Помогает соотносить свои желания с возможностями. Привлекает внимание к особенностям своего физического, психического и социального развития.

- Конвенция ООН о правах ребенка. Ст. 8 Уважать право на индивидуальность, включая гражданство, и семейные связи .

- Закон Украины Об охране детства . Ст. 7 Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя и гражданство . Ст. 11 Каждый ребенок имеет право на проживание в семье вместе с родителями или в семье одного из них и на заботу родителей .

Права и обязанности :

- Право на имя и гражданство.

- Ребенок - полноправный член семьи.

- Каждый член семьи должен ее беречь. Государство должно беспокоиться о ребенке, который остался без родителей.

Рассказать детям о том, как давали имена в старину. О том, что они означают. Дать знание о том, что человек может изменить свое имя, когда вырастет. Пояснить, что отчество и фамилия указывают на принадлежность к роду, своей семье. Формировать элементарное понятие о семье, как частичке общества. Познакомить с тем, что у ребенка есть семья, которая его любит и заботится о нем.

«Назови меня полным именем» (игра). «Назови самое длинное имя и самое короткое имя» «Имена на других языках» «О происхождении фамилий» «Назови друга ласково» «Семейные праздники» Папа, мама, я – дружная семья» (спортивный праздник) «Лото имен», «Составь имя» (настольные игры)Подвижные игры: «Я знаю много имен мальчиков», «Я знаю много имен девочек», Сочинение сказки детьми: «Как снеговички себе имя выбирали» Рисование символа – знака своей семьиИзготовление личных визиток

Конспект занятия для детей старшей группы
по правовому воспитанию

«Путешествие в Изумрудный город». Занятие по правовому воспитанию детей дошкольного возраста

1. Закреплять знания детей о правах человека – правах ребенка: (право на дружбу, право на жизнь, право на семью, право на здоровье, право на дом, право на отдых).

2. Продолжать знакомить детей в соответствующих для них форме с «Всеобщей декларацией прав человека».

3. Учить высказывать свою точку зрения.

4. Способствовать формированию чувства собственного

достоинства, осознанию своих прав и свобод.

Дети входят в зал, неожиданно на пороге появляется Тотошка, у него послание с адресом детского сада.
В зал забегала реальная собачка – моя пекинеска по кличке Боня.

Читаем послание: «Гингема решила погубить Изумрудный город. Она хочет, чтобы все ей подчинялись и чтобы всегда была ночь! Спасти жителей могут лишь те, кто знает Права, записанные в Декларации прав человека. Помогите нам!

-Ребята, что такое Декларация (Это Закон).

-А что же мы будем делать? (Отправимся на помощь).

-Как мы попадем в Волшебную страну? (Ответы – предположения детей).

Смотрим схему в послании от Тотошки.

-Нам надо найти волшебные серебряные башмачки в нашем зале.

(по схеме ищем серебряные башмачки).

-Но их только одна пара, а нам надо всем вместе попасть в Волшебную страну. Как это сделать? (Взяться всем за руки).

Щелкнули каблучками и попали в волшебную страну.

Играет «волшебная» музыка, занавес медленно открывается и появляются декорации Изумрудного города с заколдованными жителями города: Страшила, Дровосек, Лев.

-А куда же дальше? Смотрите – стрелка. Пойдем по ней.

По стрелке подходим к круглому столу, на котором лежит нарисованное солнце.

На каждом лучике стоит в вазочке плавающая свеча и лежит письмо: «Для того чтобы победить злую Гингему, вам необходимо зажечь все свечи. Но они зажгутся лиши тогда, когда вы правильно выполните задание. Успехов вам!»

Под каждым лучиком лежит конверт с заданием. Конверты разного цвета и пронумерованы.

-Ребята, нам надо придумать, в каком порядке будем решать задания: конверты выберем по цветам или по порядку номеров?

(Решение принимается большинством).

-Нам надо по карточкам определить какие права на них изображены.

4 карточки – право на семью, право на отдых, право на здоровье, право на дружбу.

-Задание выполнено правильно – зажигаем одну свечку.

Составить слово из пронумерованных кружков. Получается слово дружба.

Дети читают поговорки о дружбе:

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Друг познается в беде.
  • Новых друзей наживают, а старых не забывают.
  • В согласном стаде и волк не страшен.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Не мил и свет, когда друга нет.

Обсуждение пословиц. (Зажигаем свечу).

Подходим к кувшину с соком и стаканами.

-Это наверно добрая волшебница позаботилась о нас и приготовила сок. Хотите сок попить? Как его поровну разделить, если кружки разные? (Мерной кружкой).

-Ребята, внимательно посмотрите, всем ли хватило сока? Давайте проверим, загорится ли наша свечка? (нет/да)

О ком вы забыли? (О воспитателе).

Делятся соком. Задание выполнено правильно, зажигаем третью свечу.

-Помочь сказочным персонажем узнать их права.

Подходим к экрану телевизора, рассаживаемся на ковре.

Обсуждение по картинам о нарушенных правах сказочных героев.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»: назовите, какое право нарушила ведьма в этой сказке? (право на жизнь). Чьи права были нарушены в этой сказке? (Аленушки и Иванушки).

«Три поросенка»: Нарушение каких прав мы здесь видим? (право на свободу, право на жизнь, право на неприкосновенность дома.)

«Серая шейка»: Давайте посмотрим на изображение и скажем: Чья жизнь в опасности? Кто посягается на жизнь серой шейки?

«Гуси – Лебеди»: Какое право нарушили Гуси – лебеди, украв братца? (на свободу). Назовите тех, кто помог девочке спасти и выручить братца из неволи?

«Лиса и заяц»: Найдите героя, чьё право нарушено. Какое право? (право на неприкосновенность дома). Назовите, тех кто нарушил это право? Назовите, кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права?

-Молодцы! Зажигаем четвертую свечу.

-Осталась последняя свеча и последний конверт.

Составить знаки из частей.

Все на земле имеют одинаковые права, независимо от того:

  • ребенок это или … (взрослый)
  • мальчик или …(девочка)
  • бедный или …(богатый)
  • говорит на русском языке или …(английском)
  • живут на севере или … на (юге)

Мы справились с заданием и зажигаем последнею свечу.

Вот мы доказали Гингеме, что знаем Декларацию прав человека, и никто не может нарушить наши права. Протяните мне пожалуйста, левую ладошку, которая ближе к сердцу, и представим что мы положили на нее льдинку но теплом своего сердца мы легко растопим эту льдинку. Как лед тает на в нашей ладошке, так наши добрые сердца, отзывчивость, желание помочь и знание Прав помогли победить зло.

Играет музыка занавес открывается и появляются ожившие герои сказки.

-Кого еще угостим? (Гостей).

-Я уверена, что свечи уже можно погасить, потому что мы помним о наших правах и стараемся их реализовывать.

Автор: Рыжкова Екатерина Сергеевна,
воспитатель, МАДОУ д/с Лесная Сказка
пгт Каменск Кабанский район Республика Бурятия.

Статья размещена в авторской редакции.

Источники: http://womanadvice.ru/pravovoe-vospitanie-doshkolnikov, http://studopedia.ru/12_227438_napravlenie-pravovoe-vospitanie-doshkolnikov.html, http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/puteshestvie-v-izumrudnyj-gorod-zanyatie-po-pravovomu-vospitaniyu-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения