Главная » Воспитание дошкольника

Запорожец а в сенсорное воспитание дошкольников

Запорожец А.В. Книги онлайн

Александр Владимирович Запорожец (12сентября 1905, Киев, Российская империя— 7октября 1981, Москва)— психолог, действительный член АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор.

Окончил педагогический факультет2-гоМГУ. Профессор кафедры общей иприкладной психологии факультета психологии(1966–1970).ВМосковском университете читал курс лекций Детская ипедагогическая психология .

Основатель Института дошкольного воспитания АПН СССР. Академик АПН СССР.

Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.

Область научных интересов: основы общепсихологической теории деятельности вонтогенетическом аспекте. Раскрыл роль практических действий вгенезисе познавательных процессов (восприятии, мышлении идр.); выдвинул теорию перцептивных действий, наоснове которой впоследствии была разработана система сенсорного воспитания. Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, выявил значение ориентировочной деятельности врегулировании поведения. Впоследние годы жизни разрабатывал теорию эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности. Внес большой вклад вобщую игенетическую психологию, впсихологию дошкольников.

Тема кандидатской диссертации: Роль элементов практики иречи вразвитии мышления ребенка . Тема докторской диссертации: Развитие произвольных движений .

Опубликовал около 200 научных работ.

Книги

Психология детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов.

Книга посвящена проблемам развития познавательных процессов враннем идошкольном детстве.

Она представляет собой первую часть коллективной монографии Психология детей дошкольного возраста , подготовленной сотрудниками лаборатории психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР.

Вэтой книге обобщены иподвергнуты теоретическому обсуждению результаты многолетних исследований нашей лаборатории, трудов других советских авторов, атакже работ ряда зарубежных психологов.

Избранные психологические труды. Том 2. Развитие произвольных движений

Втоме публикуется монография Развитие произвольных движений , содержащая материалы изучения формирования удетей дошкольного возраста различных типов двигательных навыков как модели овладения навыками, новыми видами поведения.

Эта работа является значительным вкладом впсихологическую теорию строения деятельности. Втом включены также отдельные главы, изсовместной сА.Н.Леонтьевым работы Восстановление движений .

Избранные психологические труды. Том 1. Психическое развитие ребенка

Том Психическое развитие ребенка содержит работы потрем тематическим разделам: Развитие восприятия , Развитие мышления и Проблемы развития психики , вкоторых представлены теоретические иэкспериментальные исследования формирования психических процессов вдеятельности ребенка; выявлена роль практической деятельности— примат реальных действий ребенка поотношению кего психическому развитию.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Содержание

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ.

Список литературы

1. Бабае? а Т. И, Михайло? а З.А. и др. Детст? о: программа раз? ития и? оспитания детей? детском саду: издание 3 — е переработанное. — СП б. Детст? о — Пресс, 2004 — 244с.

2. Белая К. Пер? ые шаги: материалы моско? ского городского конкурса 2001 — 2002 г. — М. Линка — Пресс, 2002. — 392 с.

3. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному? оспитанию дошкольнико. — М. Прос? ещение, 1985 .- 96 с.

4. Венгер, Л. А. Восприятие и обучение / Л. А. Венгер. — М. Прос? ещение, 1969. — 365 с.

5. Година Г. Н, Пилюгина Э. Г. оспитание и обучение детей младшего дошкольного? озраста: книга для? оспитателей детского сада — М. Прос? ещение, 1987 .- 160 с.

6. Гризик Т. И. Ло. кие пальчики: пособие для? оспитателей.- М: Прос? ещение, 2007.- 54с.

7. Дьяченко О. М, Агае? а Е.Л. и др. Чего на с? ете не бы? ает. книга для? оспитателей детского сада и родителей — М. Прос? ещение, 1991. — 64 с.

8. Журнал Игра и дети #8470; 2 2005, #8470; 3 2007.

9. Запорожец А. В. Раз. итие ощущений и? осприятий? раннем и дошкольном детст? е / А. В. Запорожец // Избр. психолог. труды. — М. Наука, 1986. С. 91& 99

10. Морозо? а О. Тихее? а Е. И. Дошкольный. озраст: сенсорное раз? итие и? оспитание / О. Морозо? а, Е. И. Тихее. а // Дошкольное? оспитание. -1993. — #8470; 5. — С. 31 — 34

11. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному? оспитанию с детьми раннего? озраста / Э. Г. Пилюгина. — М. 1989. — 93 с.

12. Сенсорное? оспитание? детском саду / под ред. Н. П. Сакулиной .- М. — 1981. — 79 с.

13. Степано? а И. Ю. Материалы и оборудо? ание для детского сада: аннотиро? анный каталог. — М. Линка — Пресс. 2004 .- 34 с.

14. Урунтае? а Г. А. Дошкольная психология. — М. Академия , 1996. — 336с.

15. Формиро? ание ?осприятия у дошкольника / под ред. А. Запорожца, Л. А. Венгера. — М. 1989. — 279 с.

16. Хилтунен Е. Монтессори — материал. — М. Мастер, 1992 .- 80 с.

17. Ц? ынтарный В. В Играем пальчиками и раз? и?аем речь. — С — П .С.П.б. Лань, 2000. — 32 с.

Заказать оригинальную работу

Современные исследования сенсорного воспитания дошкольников

С точки зрения А.В. Запорожца, психическое развитие ребенка может быть научно понято только как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. В качестве одного из основных. А.В. Запорожец выделяет противоречие между возросшими физиологическими и психическими возможностями ребенка, с одной стороны, и сложившимися ранее видами взаимоотношений с окружающими людьми и формами деятельности — с другой.

Замысел А.В. Запорожца, который он четко обозначил, состоял в том, чтобы рассмотреть психическое развитие ребенка на протяжении каждого возрастного периода как формирование целостного уровня регуляции поведения, характеризующегося системой взаимосвязанных и соответствующих друг другу познавательных и мотивационно-эмоциональных качеств.

Дальнейшее развитие идей А.В. Запорожца в трудах его последователей: Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова и О.А. Дьяченко

Л.А. Венгер полагал, что детское развитие обусловлено освоением системы средств психической деятельности, которые человечество вырабатывает в процессе своего становления. Заслуга Л.А. Венгера заключается в том, что он теоретически разработал, детально описал и экспериментально исследовал развитие познавательных способностей детей-дошкольников.

Педагогические идеи А.В. Запорожца развивал и Н.Н. Поддьяков. Первые работы Н.Н. Поддьякова посвящены изучению ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников. Развивая это направление, Н.Н. Поддьяков разработал оригинальную теорию познавательного развития ребенка.

Результаты исследования позволили Н.Н. Поддьякову с новых позиций подойти к решению проблемы детского развития и саморазвития. Подводя итоги проведенного в этом направлении исследования, ученый сформулировал новый основополагающий принцип построения дошкольных программ - принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития. Этот принцип является основополагающим, на нем базируются все остальные принципы.

Н.Н. Поддьяковым и его сотрудниками в 80-е гг. было разработано фундаментальное направление научных исследований формирования и развития творчества у детей дошкольного возраста.

Существенный вклад в становление идей В.А. Запорожца и его ученика Л.А. Венгера внесла О.А. Дьяченко — доктор психологических наук, научный руководитель программы «Развитие».

Исследования познавательного развития дошкольников привели О.М. Дьяченко к созданию оригинальной концепции творческого воображения. Ею разработаны многочисленные методы диагностики познавательных и творческих способностей, методы развивающего обучения, новые способы активизации творческой деятельности дошкольников.

Источники: http://www.koob.ru/zaporozhets/, http://ktzht.org.ua/work/355504/Sensornoe-vospitanie-detej-doshkolnogo, http://murzim.ru/nauka/pedagogika/didaktika/26773-sovremennye-issledovaniya-sensornogo-vospitaniya-doshkolnikov.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения