Главная » Воспитание дошкольника

Значение эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание дошкольников на современном этапе

2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей

2.2 Задачи и методы эстетического воспитания

3. Развитие художественно-творческих способностей детей

4. Формирование основ эстетического вкуса

5. Условия и средства эстетического воспитания

6. Формы организации эстетического воспитания

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия красивый и добрый почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово красивый рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

2.2 Задачи и методы эстетического воспитания

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Ведущими методами для решение задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как м

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Башкирского государственного университета,

г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, Россия

В нашем обществе постоянно происходят экономические и политические изменения, благодаря чему развивается государство, поэтому основной целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие молодого поколения. Одним из средств формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности является художественно-эстетическое воспитание.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности, периодом приобщения ребёнка к познанию окружающего мира и его начальной социализации, т. к. именно этот возраст характеризуется активизацией самостоятельности мышления, развитием познавательного интереса, любознательности и эстетического вкуса.

Как отметил Б. Т. Лихачёв, эстетическое воспитание это – процесс, направленный на развитие творческой личности, способностей воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, создавать художественные ценности [1].

Выделяют две группы специальных задач, направленных на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: первая группа предусматривает следующее: научить умению видеть красоту окружающего мира в произведениях искусства, понимать красоту, воспитывать эстетический вкус, потребность красоте; вторая группа задач предусматривает формированию у школьников умениям конструировать, лепить, рисовать, петь, двигаться под музыку, развитие словесного творчества. Эти группы задач будут эффективными, если они взаимосвязаны в процессе реализации [1]. Для этого необходимы следующие условия: мир вокруг ребёнка; присутствие разнообразных произведений искусств повседневной жизни; активность самостоятельной деятельности детей; индивидуальный подход к ребёнку.

Среди многообразия методов решения перечисленных задач основными являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого, а среди практических выделяют упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Педагог должен найти такие методы и приёмы, которые побуждали у детей желание создать произведения искусства собственными руками (рисовать, лепить, украшать, мастерить и т. д.). Нужно отметить, что очень полезными являются творческие задания, комплексные занятия.

Существуют разные формы эстетического воспитания детей дошкольников: по принципу управления деятельности детей (прямое или косвенное руководство взрослого); по способу объединений детей (совместная деятельность детей и взрослого или индивидуальный и по подгруппам); по видам деятельности (экскурсии, игры, труд, праздники).

Особое влияние в эстетическом воспитании дошкольников имеет декоративно-прикладное искусство. Народное искусство обогащает душу ребёнка, прививает любовь к родному краю, раскрывает детям мир прекрасного, развивает у них художественный вкус.

Когда речь идёт о декоративно-прикладном искусстве в дошкольном учреждении, то, прежде всего, обращают внимание на предметы традиционных видов народного искусства – резьбу и роспись по дереву; чеканку и лаковую миниатюру; кружевные и вышитые изделия; народные игрушки и т. д.

Изделия декоративно-прикладного искусства воспитывают у детей уважение и любовь к культуре своего народа. По образному выражению К. Д. Ушинского, ребёнок мыслит формами, красками, звуками и ощущениями. Благодаря средствам декоративно-прикладного искусства человек учится видеть красоту. Но это не означает, что ребёнок в будущем должен быть художником или искусствоведом, он просто получить некоторый объём сведений из теории и истории декоративно-прикладного искусства [3].

А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская являются искусствоведами, исследователями детского изобразительного творчества. Они утверждают, что народное творчество побуждает в ребёнке первые яркие представления о родном крае, её культуре, тем самым воспитывая в них чувство патриотизма.

В процессе воспитания отношение к жизни, идеалы могут измениться. Под влиянием стрессов и потрясений, произведений искусств, детские идеалы могут измениться кардинально. По мнению Е. М. Торшиловой, с раннего возраста в процессе формирования художественных и эстетических идеалов следует создавать устойчивое, содержательное, идеальное представление об окружающем мире и обстановке ребёнка, учитывая при этом возрастные особенности, и представлять это в увлекательной форме [2].

Каждый ребёнок дошкольного возраста может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Он радуется красивому бантику, любуется игрушкой, поделкой, рисунками и т. д. при этом ребёнок часто подражает взрослому в виде сопереживания. Например, он повторяет за мамой: Как красиво! . При общении с маленьким ребёнком родители и взрослые должны подчёркивать предмет, явления с эстетической стороны, словами: какая красивая поделка , какое нарядное платье у куклы и так далее. Систематические занятия музыкой, ознакомление детей с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, подбор формы, цвета, составление красивых орнаментов, узоров, установление пропорций и т. д. под руководством воспитателя дошкольного учреждения имеют большое значение для развития художественных и эстетических чувств ребёнка.

Итак, можно сделать вывод, что художественное, эстетическое воспитание является главным в развитии разносторонне развитой личности. А дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования художественно-эстетической культуры.

  1. Лихачёв Б. Т. Методологические основы педагогики. – Самара. Бахрат, 1998 г.
  2. Торшилова Е. М. Шалун, или мир дому твоему. Эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9.
  3. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства. – М. 1996 г.

Комментарии:

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Дети в раннем возрасте особенно тонко чувствуют эстетику предметов. Кроме того, они впитывают знания, умения и навыки очень быстро, за счет общего темпа их развития. Поэтому особенно важным моментом личностного развития можно назвать художественное и музыкальное эстетическое воспитание детей. И именно поэтому советуют начинать процесс целенаправленного развития чувства прекрасного в детях как можно раньше. Потому как иначе может быть поздно.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Особенности

Нужно отметить, что эстетическое воспитание детей, ровно как воспитание в целом, процесс многокомпонентный и достаточно сложный. Необходимо учитывать в первую очередь личностные приоритеты и способности ребенка. Но и не забывать об общечеловеческих ценностях, которые должны быть уважаемы любым человеком.

Эстетическое воспитание подразумевает организацию жизни и деятельности детей, при которой будут формироваться представления ребенка о прекрасном. А также будет происходить эмоциональное развитие ребенка и формирования его эстетического вкуса.

Чувство прекрасного должно быть сопряжено у ребенка с радостными и светлыми переживаниями. Ребенок должен радоваться от того, что он видит красивую картинку или слышит красивую мелодию. В этом и состоит весь смысл воспитания эстетического вкуса у детей. Они должны стремиться и тянуться к этому, не только созерцая, но и пытаясь создавать что-то самостоятельно.

Условия эстетического воспитания детей

Для того, чтобы ребенок в полной мере погружался в атмосферу эстетики и эстетического восприятия окружающего мира, нужно окружить его подобными вещами и действиями не только в учебном заведении, но и дома.

Необходимо постоянно показывать ребенку красивые вещи, картины или рисунки, в доме должна звучать приятная музыка.

Дидактические игры, также как и просто игры, способствуют развитию эстетических чувств и навыков у ребенка. Потому как практически основные все знания и умения дети приобретают в процессе игры, то не стоит пренебрегать таким мощным развивающим механизмом. Особенно, когда можно направить игру непосредственно на достижение определенных результатов.

Нужно сказать, что игрушки, которыми играет ребенок дошкольного возраста, должны быть яркими, привлекательными, вызывающими у ребенка заинтересованность. Но также они должны выполнять развивающую функцию, чтобы не быть просто ярким бесполезным предметом. Хотя, нужно отметить, что дети сами могут прекрасно придумывать применения даже самым, на первый взгляд, бесполезным предметам.

В качестве занятий, развивающих эстетическое восприятие детей, а также способствующих развитию практических навыков в этой сфере, можно назвать создание всяческих поделок из природных материалов. В этом случае ребенок знакомится с элементами живой и неживой природы, учится различать по форме листья растений или их плоды. Но также эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, усидчивости, наблюдательности и внимания к мелочам.

Занятия музыкой положительно влияют не только на эстетическое, но и на психологическое развитие детей. А занятия любыми видами танцев способствует развитию детской моторики, чувства ритма и координации движений.

Большое влияние на эстетическое воспитание детей оказывает непосредственно пример родителей. От того, как сами взрослые ведут себя в той или иной ситуации, как смотрят на те или иные вещи, как одеваются и какую музыку слушают, во многом зависит и развитие вкуса ребенка. Потому как дети стремятся быть похожими на своих родителей и во многом им подражают. Так что, в этом аспекте, нужно быть очень осторожными, чтобы самим соответствовать тем идеалам, которые вы пытаетесь взрастить в ребенке.

Источники: http://www.studsell.com/view/207397, http://sociosphera.com/publication/conference/2013/213/esteticheskoe_vospitanie_detej_doshkolnogo_vozrasta/, http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/esteticheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения