Главная » Воспитание дошкольника

Значение нравственно трудового воспитания дошкольников

Значение изобразительной деятельности в умственном, эстетическом, нравственно-трудовом развитии и воспитании дошкольников.

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности.

Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомится, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположения частей. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятии предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна); детали конструкции также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалом (бумага, краска, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

На основе сходства предметов по форме, возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями.

Способность анализа развивает от более общего и глубокого различения, до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и познание форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитывается нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточено и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникли у них.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилие, осуществить трудовые действия, овладеть определенным умением.

Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставленными ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение изобразительной деятельности состоит в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные элементы:

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства, яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре, произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Значение трудового воспитания

Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста

Содержание психолого-педагогической работы

Значение трудового воспитания: Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.

Слайд 4 из презентации «Трудовое воспитание детей» к урокам дошкольного образования на тему «Дошкольное воспитание»

Размеры: 1040 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке дошкольного образования, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Трудовое воспитание детей.ppsx» можно в zip-архиве размером 452 КБ.

Дошкольное воспитание

краткое содержание других презентаций о дошкольном воспитании

«Патриотическое воспитание дошкольников» - Расширять знания о родном крае. Образовательная область «коммуникация». Образовательная область «познание». Сюжетно-ролевая игра «Улицы нашего города». Город на Тихой Сосне. Образовательная область «социализация». В. Канунник. Творческий проект. Конкурс знатоков города «Я живу на земле Алексеевской».

«Трудовое воспитание детей» - Расширяют и уточняют свои представления о разных видах труда. Содержание психолого-педагогической работы. Значение трудового воспитания. Расширение нравственных представлений через ознакомление с трудом взрослых. Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста. Требования к организации детского труда.

«Средства духовно-нравственного воспитания» - Удивительные узоры. Материалы. Элементы русской народной росписи. Гжельские изделия. Воспитанники детского сада. Воспитание детей. Мир дымковской игрушки. Силуэты игрушек. Народное искусство. Истоки способностей. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости. Городецкие деревянные изделия.

«Гендерное воспитание дошкольников» - Гендерное образовательное поле. Воспитание детей с учетом гендерных особенностей. Гендерное воспитание. Методический подход к гендерному воситанию. Методический подход к гендерному воспитанию. Стуктурно - функциональная модель. Сущность гендерного подхода. Человеческое поведение. Понятие «гендер». Закономерности и принципы гендерного подхода.

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - Условия реализации. Задачи нравственно-патриотического воспитания. Возрастные особенности. Принципы. Сохраненное предшествующим поколением. Механизм нравственного становления личности. Нравственность. Формы работы. Воспитание детей. Методы и приемы. Средства нравственно-патриотического воспитания. Отчизна.

«Семейное воспитание в ДОУ» - Семья Бондаревых. Составление задач о семье. Дерево счастья. Конструирование. Семейный праздник. Я и моя семья. Взаимодействие с семьёй. Стенгазета для родителей. Воспитание у детей любви к своей семье. Продуктивная деятельность. Компьютерные игры по теме «Семья». Беседа. Игра «Всему своё место». Совместное изготовление альбомов.

Значение труд.воспитания;

Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).

Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития.

Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее.

Труд требует от дошкольника сообразительности, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память.

Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность. Воспитательный характер труда отмечали прогрессивные педагоги всех времен, считали его естественным условием существования личности, средством проявления ее активности, жизнедеятельности и первой жизненной потребностью здорового организма. Это нашло свое подтверждение в классической педагогической литературе (Я.А.Коменский, Дж.Локк, И.Г.Пестолоц-ци, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) и современных исследованиях (Р.С.Буре, Г.Н.Година, В.И.Логинова, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева, А.Д.Шатова и др.).

Цель всей системы трудового воспитания - нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

I. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,

готовности принять участие в труде.

4. Формирование навыков организации своей и общей работы.

5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко ИСПОЛЬЗУЮТ игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

Формирование трудовых навыков: в раннем возрасте у ребенка складываются лишь предпосылки к овладению орудийными операциями. Овладение простейшими орудиями труда происходит в дошкольном возрасте.

Постановка цели: дети младшего дошкольного возраста ещё не умеют ставить цель в труде. Эта способность у малышей развивается постепенно в процессе самообслуживания. Вначале цель ставит педагог. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.

Мотивы труда: у младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших все большее значение приобретают мотивы общественного характера, которые проявляются как стремление сде­лать что-то полезное близким людям.

Планирование. планирование. детьми трудовой деятельности имеет ряд особенностей: они плани­руют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поста­вить и т.п.); намечают лишь основные этапы работы, но не спосо­бы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.

Отношение к результату. младшие дошкольники ещё не могут самостоятельно уви­деть и оценить результат своего труда.Это делает воспитатель при завершении трудового процесса. В старшем дошкольном возрасте от­ношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуют­ся, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда: формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.

3. Трудовая деятельность детей имеет свою спецификут поэто­му требует особого подхода и руководства со стороны педагога. Рассмотрим специфику труда детей в сравнении с игровой и учеб­ной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).

Вид деят-и Компонент

Источники: http://studopedia.ru/15_11168_znachenie-izobrazitelnoy-deyatelnosti-v-umstvennom-esteticheskom-nravstvenno-trudovom-razvitii-i-vospitanii-doshkolnikov.html, http://900igr.net/prezentatsii/doshkolnoe-obrazovanie/Trudovoe-vospitanie-detej/004-Znachenie-trudovogo-vospitanija.html, http://studopedia.su/19_22923_znachenie-trudvospitaniya.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения