Главная » Воспитание дошкольника

Значение трудового воспитания развитии личности дошкольника

Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания (из опыта работы)

Фарида Залюдинова
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания (из опыта работы)

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться».

Выделяется две группы задач:

1. Помочь ребёнку в овладении трудовой деятельностью:

- овладение трудовыми навыками и умениями.

- овладение структурной деятельностью

2. Развитие личности ребёнка в труде:

- развитие свойств, нравственно – волевых качеств личности;

- формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия;

- воспитание отношения к труду, - заложение основ трудолюбия. Воспитывать уважение к людям и профессии.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре группы: Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание – Дети в группе умеют одеваться, раздеваться.Помогают друг- другу. Правильно моют руки, после приема пищи ополаскивают рот.

Хозяйственно-бытовой труд – дети с большим удовольствием наводят порядок в группе (Винокурова Л, Морозова Т, Гилязетдинова М, Гагарин В, Горбунов М и другие дети)

Труд в природе – В группе помогают поливать, протирать листья, опрыскивать растения. Вместе с детьми в марте сажаем семена цветов за которыми ухаживаем, наблюдаем за их ростом,

Ручной и художественный труд – Очень много делаем разнообразных поделок из природного материала и бросового (человечки, снеговик, открытки к праздникам, участвуем в конкурсах, где дети занимают призовые места, так в конкурсе «Лучшая новогодняя открытка» Залуцкая А получила 1 место, Поскребкова Я во Всероссийском конкурсе «Мир во всем мире» стала лауреатом, на всероссийском конкурсе на лучшую поделку Зимин А занял 1 место и так далее). Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.

Умственный труд – Дети во время труда думают о том как лучше убрать игрушки, следят за чистотой одежды у кукол (стирают) .

Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка, формирование его личности является воспитание у него трудолюбия.

Трудолюбие – проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде.

Детский труд своеобразен:

- он прост по содержанию;

- доступен по характеру выполняемых действий

Связь игры с трудом - отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд. Так на участке организовываем в игровой форме уборку участка (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках).

Вместе с детьми ремонтируем (лечим) книги, игрушки.

Очень важно, что бы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности:

В группе имеется уголок дежурства. Дети помогают пом. воспитателя накрывать и убирать со столов, помогают мне в подготовке к занятиям.

Поручения и дежурства стали постоянными формами труда в группе. Дети достигли определённых успехов.

Общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания.

Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Коллективный труд воспитывает:

- создаёт положительный эмоциональный настрой,

Всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых

Были организованы экскурсии (в кабинет к заведующей, методиста, прачечную, на кухню) сотрудники рассказывали о своем труде. После того как познакомила с трудом повара приготовили пиццу, булочки, сделали салат винегрет, фруктовый салат.

Во время знакомства с профессией дворника вместе с ним убирали территорию сада.

Очень часто ездим с детьми на экскурсии, так на детской железной дороге познакомили с трудом машиниста, проводника, кассира.

На экскурсии в «Краеведческий музей» с профессией экскурсовода. Ознакомление с трудом взрослых – это средство позволяет расширить представление ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания

Художественные средства, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств

Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В социально-личностное развитие ребенка труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции.

Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника

Существуют и объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников: экономический кризис, усиливающий распад семьи, отток детей из дошкольных учреждений; снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей; стремление дошкольников к самоактуализации в детском сообществе при малом социальном опыте.

Таким образом, выявлены противоречия:

- между социальной значимостью формирования трудолюбия и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях;

- между необходимостью подготовки педагога, воспитателя ДОУ к формированию трудолюбия детей и неразработанностью теоретических основ и организационно-педагогических условий развития данного базового качества ребенка.

Психология и трудовое воспитание как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще неиспользованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке. В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений.

Организация детского труда должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда осуществляется, эстетическое и физическое. Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть примером, изучать сильные и слабые стороны своих учеников, организовывать деятельность и многое другое. Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников. В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходимо еще потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании была как можно большей.

Оптимальным периодом для самовоспитания является старший дошкольный возраст, когда у детей своего рода расположенность к самовоспитанию . В этом возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов. Кем быть? , Куда пойти? и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять себя, готов к самовоспитанию.

Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего, следует отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.

Подробно о педагогике:

Психолого-педагогические особенности работы с одаренными детьми
Все одаренные дети нуждаются в знаниях, ярко выраженный интерес к определенной области знаний. Нет нужды заставлять их учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную интеллектуальную, с удовольствием ею занимаются, посвящая этому все свободное время. Одаренные дети свободно и быстро овладевают со.

Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных
Одна из первых отечественных методик раннего развития принадлежит педагогам-новаторам Борисом (1916-1999) и Леной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из подмосковного Большева. Для своего времени (50-60-е годы) она значительно отличалась от «официальной» модели воспитания и была достаточн.

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения
Одним из главных условий формирования правильной, четкой и внятной речи является развитие её звукопроизносительной стороны. Начиная с первого периода обучения, учитывая большие трудности произносительного характера, логопед индивидуально или с маленькими подгруппами (2-3 человека) работал над выраб.

Разделы

Развитие и воспитание дошкольников

Значение ручного труда для формирования личности ребенка

Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания. Содержание ручного труда тесно примыкает к конструированию.

Изготовление игрушек в большей степени, чем другие виды труда, прокладывает первые пути к политехническому образованию. В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в увлекательный мир техники, что имеет немаловажное значение для их последующего развития.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее и пр.). В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей (клеем, гвоздями, путем складывания и пр.). Так, обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Из нее можно делать стаканчики для черенкования растений, коробочки для обрезков бумаги, закладки для книг, елочные украшения.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, сбивать гвоздями, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, наждачной бумагой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки, условной мерки, замечать пропорциональные соотношения предметов, которые они изготавливают (например, подбирают одинаковые по длине палки и фанерки для лопаток, следят, чтобы ширина спинки кресла соответствовала ширине сиденья, а передняя спинка кровати была несколько выше задней, чтобы все ножки стола были равными и пр.).

Работа с природным материалом#8213;листьями, желудями, шишками, берестой, соломой, корой и пр.дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью. Кроме того, придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Он учится различать в причудливых очертаниях природного материала, знакомые предметы, создает фантастические образы. Это развивает смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание созидать.

Труд по изготовлению различных предметов для игры и быта, вначале планомерно направляемый педагогом, а затем осуществляемый ребенком самостоятельно, имеет воспитательное значение и в том, что у детей развивается умение ставить цель, настойчивость в её достижении, справляться с трудностями. Дети учатся намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать последовательность действий, способы обработки материала, соединения его частей.

В начале работы с природным материалом дети, намечая самостоятельно ее содержание, мало сообразуются со своими возможностями и ставят нередко такие цели, которые они не в состоянии осуществить. Иногда материал «ведет» за собой ребенка. Начав делать игрушку, ребенок увлеченно трудится над ее изготовлением, но попавшая в его руки новая деталь наталкивает его на создание другого предмета и определяет дальнейший ход деятельности. С этой особенностью нельзя не считаться, но крайне важно научить детей обдумывать процесс деятельности до ее начала, подобрать заранее весь необходимый материал. Надо обсудить с ребенком, что он будет делать, как он собирается выполнить задуманное. Поэтому подбор деталей, их измерение, заготовка являются важным моментом творческого труда.

Педагог помогает детям предварительно подобрать основные части задуманной конструкции, продумать процесс их соединения. В практике нередко используют в качестве средства соединения частей пластилин. Это ухудшает внешний вид изделия; прочность же его оказывается очень невысокой. Поэтому такой способ не следует рекомендовать. Лучше использовать клей, сколачивание гвоздями.

Предварительное продумывание работы дает возможность ребенку в процессе самого труда направить силы на усложнении конструкции, тщательную ее отделку, а также быстрее получить нужный результат. При отсутствии достаточных умений они частое бросают начатую работу, меняют замысел, легко становятся на путь подражания.

Своевременное обучение умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками,:] дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становятся! посильными более высокие требования: самим придумать, как сделать игрушку, как выполнить работу красиво, какому материалу отдать предпочтение в соответствии с назначением вещи. Так, научившись делать лодочки из различных материалов: бумаги, дерева.
коры,дети опытным путем узнают качество каждого! материала и, правильно определяя его свойства, предпочитают] сделать лодочки для игр с водой из дерева или сосновой коры, а бумажные кораблики для украшения елки.

На вопрос педагога о том, из какого материала лучше сделать лодичы, для игр с водой, Слава говорит: «Сделаем из дерева, они плавать будут! Можно и из бумаги сделать, они тоже не утонут, только потом размокнут, могут утонуть. А в маленькую лодочку еще и человека посадить можно только маленького куколку, а в бумажную нельзя некуда посадить, а потом он утонет».

В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность-осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником; замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой развивающаяся игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом педагог побуждает детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой. Следовательно, детям надо дать разнообразные впечатления, предоставить возможность хорошо рассмотреть предмет, который можно затем сделать самим.

Развитие наблюдательности, умения видеть характерные особенности предмета, запомнить их и воспроизвести в процессе работы важная задача воспитания. Ясное представление о предмете положительно влияет на осуществление замысла, на качество выполнения работы. Так, например, дети, работая над изготовлением парохода, старались припомнить, как он устроен, не удовлетворялись своей работой, переделывали ее, просили показать картину, спрашивали педагога, советовались друг с другом.

Источники: http://www.maam.ru/detskijsad/socialno-lichnostnoe-razvitie-doshkolnikov-v-procese-trudovogo-vospitanija-iz-opyta-raboty.html, http://www.educationtheory.ru/eteos-513-1.html, http://parohod.kg/children_work/soderjanie/581-znachenie-ruchnogo-truda-dlja-formirovanija.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения